Роспись по дереву
Вовлечение учащихся в различные виды художественной деятельности, основанной на материале народного творчества, одно из условий их полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей. На занятиях кружка декоративно-прикладного творчества в общеобразовательной школе № 224 Москвы знакомство с народным искусством происходит в основном через практическую деятельность. Ребята изучают богатый мир расписных изделий России, традиционные приемы росписи. Народное искусство близко учащимся, доступно их пониманию и воспроизведению. Особый интерес у моих кружковцев вызывает городецкая роспись. Их привлекают красочные гирлянды и букеты цветов, красавцы кони, птицы, похожие на павлинов, жанровые сцены: чаепитие, свадьба, выезд на тройках. Дополняет впечатление и мягкая ирония. Характерное для этого вида росписи разнообразие колорита позволяет проводить большую работу по изучению законов цветоведения: знакомить с основными и производными цветами, родственными, дополнительными, изучать правила цветового контраста и т.д. Развитию творческого мышления, воображения, интеллекта школьников способствует изучение композиции. Они знакомятся с различными видами орнаментов, изучают симметрию, ритм, учатся располагать элементы в полосе, квадрате, круге, прямоугольнике, выделять в композиции главное, согласовывать ее с формой предмета, размещать элементы на плоских и сферических поверхностях, добиваться стилевого единства орнамента и изделия. Отработка навыков кистевого письма, обучение азбуке городецкой росписи происходит непосредственно на выполняемых изделиях. Возможность творить — сильный стимул для проявления инициативы, старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство радости и удовлетворения. Освоив начала городецкой росписи, кружковцы приступают к изучению художественного хохломского письма. Хохломская роспись связана с самобытной русской природой, ей особенно близок декоративный растительный орнамент. Язык ее своеобразен: затейливые травы, листья, сочные гроздья рябины, луговые цветы, необычные птицы. Все это напоминает фантастический поэтический лес из сказки. На занятиях кружка изучаются и другие виды русской росписи (Мезень, Северная Двина), проводится работа по изучению знаков-символов в русских орнаментах, мифологических образов, оформления народного костюма, интерьера деревенской избы и т.д. После такой подготовительной работы дети с увлечением иллюстрируют русские сказки, сочиняют свои композиции на разные темы; «Сказочный подводный мир», «Сказочная птица», «Сказочный зверь», «Древо жизни», самостоятельно расписывают матрешек и другие изделия. В кружке они не только приобретают знания и умения, но и обогащаются духовно. Народное творчество несет большой импульс добра и тепла, воспитывает любовь и внимание к близким, знакомым. Кружковцы с удовольствием готовятся к праздникам, расписывая подарки для своих родных и друзей. Попова С. И., учитель технологии средней школы № 224, Москва