Вышитая картна "Дятел"

Слева: иллюстрация из журнала.
Справа: вышитая картина.
Ручная вышивка не только древнее женское рукоделие, но и в большой степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту. Хорошая мастерица сродни художнику, использующему все многообразие своей палитры.
Долгое время вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное и столовое белье (салфетки, дорожки, скатерти, наволочки, пододеяльники). Сейчас все большую популярность приобретает создание вышитых картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных.
При этом могут быть использованы почти все швы, которые уже знают и умеют выполнять учащиеся 9-го класса: петельный, стебельчатый, «козлик», тамбурный и др. На их основе созданы современные отделочные швы, отличающиеся от старинных своей простотой, например, «скорая гладь». Эти швы выполняют, как правило, по контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете нитей ткани.
В 9-м классе на уроках технологии, отведенных вышивке, я предложила ученицам выполнить изображение какого-либо животного. Я рассказала, что изображения животных в произведениях живописи, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства относятся к анималистическому жанру.
Такое задание было для них новшеством и не всем оказалось по силам. Как известно, вышивка требует усидчивости, терпения, внимательности, аккуратности. Девочкам хочется поскорее увидеть результат своей работы, поэтому некоторым достаточно выполнить небольшой узор или его фрагмент.
Одна из учениц, девятиклассница Юля Евлюхина, вышила картину «Дятел». Она обосновала свой выбор тем, что изображения других животных более сложные по колориту и требуют большого количества ниток разных цветов. У дятла оперение яркое и цвета ниток легче подобрать. Кроме того, его изображение не имеет мелких деталей.
Школьница ксерокопировала цветное фото дятла с обложки журнала «Охота и охотничье хозяйство», перевела его на черную ткань с помощью копировальной бумаги желтого цвета и обвела белым карандашом. Контур птицы проложила белыми нитками.
Я посоветовала ученице начать с вышива-ния самого трудного — глаз. Чтобы добиться их блеска, вышивку черными шелковыми нитками нужно было дополнить несколькими мельчайшими стежками, выполненными шелковыми нитками белого цвета. Короткие перья она вышила двусторонней гладью нитками мулине вперемежку с шелковыми нитками, которыми выполнила стежки-штрихи для выразительности. Швы располагала по направлению перьев птицы. Длинные перья вышила стебельчатой гладью по всей длине. Выпуклости отдельных частей туловища дятла получились за счет того, что выступающие места делались более светлыми, а углубленные — более темными.
Тщательной работы потребовали такие детали картины, как лапки и клюв, дупло в дереве и гусеницы на стволе. В процессе вышивания необходимо было постоянно сверяться с цветным изображением.
Ултургашева В. Н.,
учитель технологии Вершинотейской средней школы № 1,
Республика Хакасия