Зиму провожаем - весну встречаем
Праздник Масленицы — проводы зимы и встреча весны — приходится за 56 дней до Пасхи. Первое упоминание о Масленице относится к XVI в. Она не привязана к строго определенной дате и по народному календарю приурочена ко времени весеннего равноденствия. Масленица издавна была русским общенародным праздником. Главное правило Масленицы — накрывать обильные сытные столы с разнообразной молочной снедью: сметаной, сливками, творогом, коровьим маслом, молоком, а также яйцами, рыбой, пирогами, блинами, квасом, пивом и вином. Праздновать масленицу начинали с понедельника и предстоящие семь дней считались самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник — «встреча», вторник — «заиг-рыши», среда— «лакомка», четверг— «разгул, перелом, широкий четверг», пятница — «тещины вечерки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «проводы, прощеный день». Встреча Масленицы представляла собой особый ритуал ввоза масленичного чучела, олицетворявшего праздник. Соломенную куклу обряжали всем селом, собирая детали одежды по дворам. Первыми встречали Масленицу дети, молодые девушки и парни. Они же являлись и главными исполнителями всех последующих обрядов. Все действия сопровождались песнями-причитаниями:
А мы Масленицу дожидали, В окошечко доглядали, В окошечко поглядали... Сыром, маслицем поливали. На горушку выходили, Сыра с маслицем выносили, Сыром, маслицем поливали, Чтобы горушки были катливые, Чтобы девушки были гудливые. После того, как необходимые приветствия были пропеты, сани с чучелом под крики детей: «Приехала Масленица! Пришла Масленица!» — съезжали вниз. Девушки и дети начинали кататься с горки. С этого момента считалось, что Масленица встречена, а праздник — начался. Зарождение в такой день нового месяца, когда он «окунул рог в масло», по народному поверью, почиталось хорошим предзнаменованием не только на время праздника, но и сулило богатый урожай и сытую жизнь на протяжении всего года. Самым важным считались последние четыре дня праздника, называвшиеся «широкой» или «разгульной Масленицей». Накануне следовало вымыться в бане, чтобы смыть с себя все тяготы и несчастья прошедшего года. Повсеместно проводилось кликание весны. Женщины пекли жаворонков — обрядовое печенье из пресного или кислого ржаного теста в форме птичек, а утром в сороки (день памяти Сорока мучеников) дети с жаворонками в руках большой толпой выходили за деревню, направляясь в ближайший лес. Остановившись в лощине, они сажали на куст птичек и медленно речитативом кликами:
Жаворонки, жаворонки, Дайте нам лето, А мы вам зиму, У нас корма нету! Жаворонки, жаворонки, Катитеся колесом, Ваши дети за лесом Связаны поясом. Жаворонки, жаворонки, Прилетайте к нам, Тут кисели толкут, Тут блины пекут. Прокричав песенки несколько раз, дети разламывали жаворонков пополам и съедали их. В народе считали, что при помощи жаворонков можно узнать будущее и свою судьбу. Поэтому в некоторых местах птичек пекли по числу членов семьи и запекали в них различные предметы: уголек или щепку, деньги или кольцо, хмель или жито и т.п., по которым гадали. Если в разломленном на две половины жаворонке попадалось зернышко (жито), то говорили — это «к хорошему житию», если деньги — к богатству, кольцо — к женитьбе, хмель — к веселью, а уголек или щепка — к смерти. Незамужние девушки закидывали жаворонков на крыши домов и сараев, раскладывали на столбах оград и поджидали, пока птичку не схватит ворона. По тому, в какую сторону она полетит, судили, куда девушка выйдет замуж. В домах прекращали все виды работ, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым, кататься с гор, ездить по ярмаркам и пр. К этому времени приурочивалось исполнение инициационных обрядов, связанных в основном с чествованием «новоженов» — молодых супругов, вступивших в брак в этом году. Их валяли в снегу, катали с гор на шкурах животных и санях, сажали на перевернутые бороны, заставляли «выкупать» друг друга у веселящихся односельчан и пр. Проводились и своеобразные «смотры молодоженов», на которых молодые пары должны были продемонстрировать любовь и привязанность друг к другу, тем самым символически как бы закрепляя в глазах односельчан свой статус взрослых семейных людей. Эту цель преследовали и обязательные «гостевания молодоженов» в домах тестя и тещи с непременным угощением блинами, посещение ими крестных родителей и родственников с обеих сторон. Присутствие в гостях молодоженов повышало социальную значимость последних в глазах окружающих. Наибольшего размаха праздник достигал в последние два дня. В это время в деревнях и на ярмарках устраивались «съездки». На льду озер и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежных городков», олицетворяющих собою, вероятно, уходящую и надоевшую зиму. Разгорались многолюдные «кулачные бои», в которых принимало участие все мужское население деревни. Проливавшаяся кровь должна была окропить землю и способствовать хорошему урожаю. Прощеное воскресенье — последний день Масленицы, во время которого в крестьянской общине совершался обряд взаимного прощения грехов и обид, имевший религиозно-очистительный смысл и связанный с поминовением усопших. Молодоженам первого года жизни в прощеное воскресенье полагалось вместе ездить к отдельно живущим родителям, старшим родственникам, крестным матери и отцу, куму и куме «прощаться» и одаривать их подарками: полотенцами, платками, пряниками, брусками мыла и т.п. Родители новорожденных детей так же ездили «прощаться» к кумовьям и одаривать их подарками. Традиция предписывала приход младших членов общины к старшим, бедных к богатым. Пришедший «прощаться» становился на колени у входа и обращался к хозяевам со словами: «Прости меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам в этом году!» Присутствовавшие должны были ему на это ответить: «Бог вас простит, и мы тут же!» Затем целовались в знак примирения и угощались вместе. Часто кульминацией праздника Масленицы являлось возжигание на возвышенном месте большого ритуального костра. В его разведении участвовали все жители деревни, приносившие ненужные вещи: рассохшиеся кадушки, развалившиеся сани, обветшалую утварь, солому из старых постелей. На этом костре и сжигали масленичное чучело. (По кн. «Русский праздник»)