Учим работать с технологическими картами по кулинарии
К окончанию средней школы учащиеся должны не только определиться с профессиональным выбором, но и при возможности попробовать себя в том или ином конкретном виде деятельности. В специальной открытого типа общеобразовательной школе № 5 «Доверие» учатся дети, нуждающиеся в особых условиях воспитания. Одна из задач школы — общее и профессиональное обучение подростков. Учащиеся 10-11 классов изучают здесь профессии повара, водителя автомобиля, оператора ЭВМ, бухгалтера, машинистки, исполнителя художественно-оформительских работ (дизайнера). При этом важное место в учебном процессе отводится организации их самостоятельной познавательной и практической деятельности, связанной с выполнением проектов.
К примеру, программа курса «Технология приготовления пищи» рассчитана на два года обучения (280 ч). Учащиеся знакомятся с основными направлениями развития сферы быта и услуг, работой предприятий общественного питания, изучают товароведение пищевых продуктов, основы физиологии питания, гигиены и санитарии, получают знания об экологии человека, рынке труда, условиях производства, навыки пользования технологическим оборудованием и инвентарем. Большая часть времени отводится изучению технологии обработки пищевых продуктов. На первом году обучения — это первичная кулинарная обработка овощей и грибов, рыбы и нерыбных продуктов моря, мяса и птицы, тепловая кулинарная обработка продуктов, технология приготовления бульонов, супов, соусов. В течение второго года обучения учащиеся изучают технологию приготовления холодных блюд и закусок, блюд из мяса и рыбы, блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, блюд из творога, яиц, сладких блюд, безалкогольных напитков, технологию приготовления дрожжевого, пресного, песочного, бисквитного, заварного, слоеного теста, а также изделий из него.
С целью более полного и глубокого усвоения учащимися изучаемого материала используется технологическая документация. Вот пример двух технологических карт по теме «Блюда и гарниры из овощей», подготовленных учащимися под руководством учителя. По условиям задания работа могла быть выполнена с помощью ПЭВМ.
Технологическая карта
«Котлеты картофельные с грибным соусом»
Инвентарь и посуда: кастрюля емкостью 1 л — 2 шт., сковорода (или противень), доска разделочная ОС (овощи сырые, зелень), ножи — желобковый, средний поварской, мясорубка, лопатка металлическая, тарелка столовая мелкая, соусник, вилка столовая.
Рецептура: картофель—-250-300 г, яйцо —5 г (1/8 яйца), жир —20 г, сухари панировочные — 10 г, соль — по вкусу. Для соуса: грибы (шампиньоны) — 20 г, лук репчатый — 20 г, мука —7 г, жир — 10 г.
Технологическая карта
"Зразы картофельные с томатным соусом"
Инвентарь и посуда: кастрюля емкостью 1 л - 2 шт., сковорода (или противень), доска разделочная ОС (овощи сырые, зелень), ножи — желобковый, средний поварской, весы, лопатка металлическая, тарелка столовая мелкая, вилка столовая, соусник.
Рецептура: картофель — 250-300 г, яйцо —2 шт., грибы (шампиньоны) — 20 г, сухари панировочные— 10 г, жир— 10 г, соль — по вкусу. Для соуса: морковь — 10 г, лук репчатый — 5 г, томатная паста —10 г, жир — 10 г, соль, сахар, специи по вкусу.
Плечева С. Д.,
учитель технологии средней школы №5,
Круглова Ю. Н.,
доц. МПГУ, Москва