Осваиваем метод проектов

8 1996-2002 гг. в Нижегородской области был осуществлен Российско-Британский проект «Технологическое образование, профессиональная ориентация и предпринимательство в Нижнем Новгороде и регионе Большая Волга» (руководитель — зав. кафедрой технологии и трудового обучения Нижегородского института развития образования проф. М.И.Гуревич, координатор — методист той же кафедры И .Л. Петрова и консультант — сотрудник Университета г. Йорка в Великобритании, проф. кафедры технологии и трудового обучения НИРО Дж.Питт). Подводя итоги проделанной в связи с этим работы, отметим следующее.

В 1996-1998 гг. 600 учителей приняли участие в семинарах по теме «Метод проектов в образовательной области «Технология». В 15 экспериментальных учебных заведениях были созданы методические центры, где более 50 учителей технологии прошли углубленную подготовку по применению проектного подхода в обучении. В 2002 г. состоялся первый выпуск учителей-тренеров, которые активно включились в методическую работу с коллегами в ряде районов области.

Был создан авторский коллектив во главе с чл.-кор. РАО И.А.Сасовой, подготовивший оригинальные учебные комплекты по технологии для 5 и 6-го классов (пособия для учащихся и учителей, рабочие тетради для- мальчиков и девочек, сборник проектов), которые выиграли всероссийские конкурсы. Комплект дпя 5-го класса уже одобрен экспертным советом МО РФ и в этом году будет выпущен издательством «Вентана-Граф».

Опыт реализации названного выше проекта довольно полно освещен 8 ряде педагогических журналов, в том числе и зарубежных.

Основываясь на полученных результатах, Министерство образования России выступило с инициативой провести силами учителей-тренеров и специалистов НИРО несколько семинаров в ряде регионов страны. В период с октября 2002 по май 2003 г. недельные семинары «Метод проектов в образовательной области «Технология» были проведены в городах Ростов-на-Дону, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Йошкар-Ола, Кострома. Семинары проводили учителя-тренеры из Нижнего Новгорода и Нижегородской области: В.Я.Бармина, И.В.Доможирова, И.В.Зотова, Л.И.Подольская, Е.Б.Аникина, А.Ю.Холодоа, Н.В.Федянина, Л.П.Науменко и специалисты НИРО И.Л.Петрова, Дж.Питт, М.И.Гуревич В них обучались по 25-30 человек — учителя, мастера и преподаватели МУК, учреждений дополнительного профессионального образования и представители органов управления образованием регионов. Всем им была вручена соответствующая методическая разработка.

Отметим активный интерес участников семинаров к овладению методами проектов. По результатам анкетирования 95% их оценили семинары на «отлично». С рядом из них, а также учебными заведениями, регионами заключены договора и намечены планы дальнейшей совместной работы по внедрению современной методики обучения технологии. Заметим, что у нас уже побывали для обмена опытом работы представители ИУУ из Хабаровска, Йошкар-Олы и Костромы.

Следует отметить, что для учителей-тренеров семинары стали хорошей практической проверкой, а работники НИРО обратили внимание на тенденции к чрезмерному усложнению или, наоборот, упрощению проектов, излишней вербализации их содержания и отказа от реального воплощения задуманного, а также на важность поддержки выполнения интегративных проектов и необходимость корректировки программ по технологии с цепью увеличения учебного времени, выделяемого на проектирование.

В заключение хотелось бы поблагодарить Министерство образования России, специалистов разного уровня в регионах, благодаря усилиям которых стало возможным осуществление данной работы: министров образования регионов Л.Ф.Обухову и Л.Ф.Ковалева, ректора Ком-сомольского-на-Амуре педагогического университета В.П.Балова, методиста Института образования г. Йошкар-Ола Н.А.Козлову, директора школы г. Кострома С.Л.Павлову, сотрудников Британского Совета в Москве и Ростове-на-Дону А.Генину и Е.Голосную.

Гуревич М. И.,

Петрова И. Л.,

сотрудники НИРО

Закрыть