Объемная металлопластика
В последнее время среди учителей технологии усилился интерес к использованию в качестве объ-ектов труда декоративно-прикладных изделий: для их изготовления требуется немного материала, они достаточно трудоемки и интересны для учащихся.
Большие возможности для этого открывает использование объемной металлопластики. Можно, например, предложить учащимся выполнить перстенек из листового металла (рис. 1а). Наилучшими материалами для этого являются мягкая медь, латунь, нейзильбер, низкоуглеродистая сталь. Потребуются следующие инструменты и приспособления; ножницы по металлу или слесарные, оправка на которой будет гнуться перстень, круглогубцы или самодельная крутилка, сделанная из гвоздя (рис.16), надфили, наждачная бумага, чекан-бобошник (дающий отпечаток в форме зернышка боба). 8 качестве оправки подбирается металлический стержень диаметром немного меньше размера пальца.
Изготовление перстня включает все основные операции металлообработки: разметку заготовки, вырезание раскладки по внешнему контуру, выколотку центральной части чеканом, разрезание лучей, опиливание острых краев, гибку на оправке, сгибание лучиков, патинирование, полировку готового изделия.
Металл, из которого будет изготавливаться перстень, целесообразно предварительно отжечь для придания ему большей пластичности. Перед разметкой заготовку покрывают светлой гуашью с добавлением мыла (тогда она лучше ложится на металл). После высыхания краски рисунок переносят на нее при помощи обычной копировальной бумаги. Линии разметки дополнительно обводят чертилкой.
Первоначально раскладку перстня, напоминающую крест (рис.1в), вырезают только по внешнему контуру. Ее края сразу обрабатывают наждачной бумагой или надфилем, чтобы предотвратить случайные царапины и порезы рук в процессе последующих манипуляций.
Далее чеканом-бобошником выколачивают центральную часть изделия. При этом металл лучше положить на торцевой срез деревянной колодки. В процессе выколотки заготовка немного деформируется и, чтобы это исправить, ее переворачивают и осаживают на жесткой основе чеканом с плоским бойком (лощатником). Выколоченный элемент будет являться композиционным центром изделия.
Следующая операция - разрезание лучей ножницами. Они должны быть одинаковой ширины, а концы резов четко заканчиваться на линии разметки. Если этого не сделать, перстень при дальнейших манипуляциях с лучами может потерять форму. После выполнения всех необходимых разрезов заготовку нужно согнуть на оправке в соответствии с размером пальца. Для гибки используют молоток с резиновым или пластмассовым бойком, чтобы не оставалось случайных забоин.
Прежде чем согнуть лучики перстня, можно пофантазировать, однако основные направления гибки лучше промоделировать заранее на бумажной выкройке, чтобы избежать досадных поломок металла. При формировании контура завитков нужно стремиться к достижению целостного композиционного решения. Кроме того, лучи перстня при одевании его на руку не должны мешать соседним пальцам и цепляться за одежду. Гармония функции и формы обязательна, иначе изделие нельзя будет носить.
Для придания перстню большей выразительности его можно патинировать (покрыть цветной окис-ной пленкой), после чего отполировать выступающие части: сам ободок, центр, изгибы лучиков. Выполнять полировку следует очень аккуратно, на мягком полировальном круге, который нетрудно изготовить из прошитых между собой кружков, вырезанных из шерстяной или хлопчатобумажной ткани.
Освоив выполнение перстня с использованием предлагаемой технологии, учащиеся могут продолжить серию подобных изделий: серьги, кулоны, броши, браслеты, колье. Декорировать подобными металлическими элементами можно также небольшие шкатулки, пряжки для поясов, подстаканники, рамки для фотографий и т.п. (рис. 2-4).
Технику объемной металлопластики можно удачно сочетать с другими видами художественной обработки металла: гальванопластикой, гравировкой, чеканкой и др. Так, готовый перстень можно дополнить вставленной бусинкой, кусочком полированного дерева, перламутра или камни. Подобные дополнения могут получить и другие изделия, выполненные в данной технике, например: подстаканник хорошо сочетается с витой проволокой, гравированными вставками, просечным или пропильным металлом.
Ермолаева А. Г.,
студентка МПГУ