О программно-методическом обеспечении образовательной области «Технология» в новом учебном году

В 2003/04 учебном году общеобразовательные учреждения продолжают руководствоваться Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, утвержденным приказом Минобразования России от 09.02.98 г. № 322. В нем на федеральном уровне на освоение содержания образовательной области «Технология» с 1 -го по 11 -й класс предусматривается по 2 ч в неделю (68 ч в гад) и дополнительно в 9-м классе 1 ч (34 ч в год) на черчение. Для организации углубленной технологической или профессиональной подготовки учащихся на старшей ступени обучения (10-11-й классы) действующий Базисный учебный план предусматривает вариант примерного учебного плана средних общеобразовательных учреждений, которым на «Технологию» выделяется по 6 ч в неделю в каждом из этих классов. За счет часов его вариативной части обеспечивается реализация регионального и школьного компонентов, решаются вопросы дополнительного выделения времени на профессиональную подготовку учащихся (при наличии лицензии), если их недостаточно для достижения соответствующего уровня начальной квалификации в зависимости от сроков подготовки по конкретным профессиям.

Еще раз напоминаем, что в решении коллегии Минобразования России «О проблемах и перспективах развития образовательной области "Технология" в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовке учащихся к трудовой деятельности» от 27.06.2000 г. органам управления образованием субъектов Российской Федерации было рекомендовано принять меры по обеспечению выполнения инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, не допуская сокращения учебных часов по предметам образовательной области «Технология».

Общеобразовательные учреждения, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 г. № 224 участвуют в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, продолжают апробировать и отрабатывать варианты экспериментального Базисного учебного плана (приказ Минобразования России от 06.03.2001 г. № 834). Экспериментальный Базисный учебный ппан позвопяет общеобразовательным учреждениям гибко варьировать содержание профильной технологической подготовки в старших классах, использовать рациональные формы организации образовательного процесса, способствовать усилению практи-ко-ориентированного подхода в обучении (см. методические рекомендации по организации эксперимента, опубликованные в журнале «Школа и производство», 2001 г. № 6 и 2002 г. № 5, где также приведено примерное тематическое планирование по экспериментальным учебникам по технологии (10—11 —й классы). Необходимо принять во внимание, что выводы, сделанные в результате эксперимента (основные пути и формы реализации профильного обучения, обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки, варианты учебных пианов), использованы для коррекции предлагаемой с 1 сентября 2003 г. к экспериментальной апробации Концепции профильного обучения (приказ Минобразования России от 18.07-2002 г. №2783).

В деятельности общеобразовательных учреждений, межшкольных учебных комбинатов особое значение имеет последовательная реализация Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренной Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р). Под модернизацией образования подразумевается его адаптация к современным экономическим условиям и новым потребностям строящегося демократического общества. Концепция модернизации намечает основные направления действий, концентрируя их вокруг решения трех основных задач развития и обновления российского образования: расширения его доступности, повышения качества и эффективности (или мобильности). В ней говорится и об усилении роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся.

Должное качество общеобразовательной подготовки — это не только усвоение обусловленных программами знаний и умений, но и прежде всего формирование высоконравственной личности гражданина и труженика. Перед системой образования поставлена задача — сформировать у учащихся внутреннюю потребность к самосовершенствованию, улучшить их профессиональную ориентацию и трудовую подготовку. Для этого необходимо преодолеть все еще бытующее отношение к технологии как второстепенной дисциплине, недооценку ее значения в вопросах развития познавательных и созидательных способностей, социализации и воспитания школьников, их трудового становления и профориентации, подготовки к жизни, продолжения профессионального образования в быстро меняющихся условиях. Однако и само технологическое образование должно носить систематизированный характер. Ведь на ремесленничестве, примитивизме далеко не уедешь.

Введение на старшей ступени школы профильного обучения, включающего, помимо гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического, также технологический профиль с различными специализациями, серьезно повышает роль межшкольных учебных комбинатов. Они призваны не только реализовать содержание предметов собственно образовательной области «Технология», но и взять на себя часть учебной нагрузки по ряду других профильных направлений, особо материапо-и финансовоемких, требующих концентрации значительных средств и кадрового обеспечения.

Предстоит такие решать вопросы организации предпрофильного обучения школьников, связанные с оказанием помощи в осознанном выборе будущей профессии (профессиональной деятельности) в соответствии с их индивидуальными запросами и потребностями рынка труда в конкурентоспособных кадрах. Введение в полной средней школе единых государственных экзаменов, открывающих выпускникам дорогу к поступлению в высшие учебных заведения по результатам ЕГЭ в заявительном порядке, еще более обострит уже существующую в стране проблему несбалансированности подготовки кадров. Так, уже сейчас по Центральному федеральному округу в системе начального профессионального образования обучается 112 человек на 10 тыс. жителей, среднего специального образования — 159, высшего профессионального образования — 360. А для, удовлетворения существующих вакансий реально требуются 75% рабочих, 17% —техников и 8% — специалистов с высшим образованием.

Особое значение в создании эффективных педагогических условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, как известно, имеет программно-методическое обеспечение, предоставляющее учителю возможность реализовать обязательный минимум содержания образования, уровневую и профильную его дифференциацию. Чтобы оптимизировать качество обучения по технологии, необходимо сформировать у школьников положительную мотивацию к освоению жизненно важных общетехнических знаний и умений, базовых способов трудовой деятельности, привить им трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культурой. Правильно организованный учебно-воспитательный процесс технологической подготовки способствует развитию у учащихся познавательной активности, потребности в самостоятельном овладении знаниями и умениями, стимулирует нравственное, трудовое и интеллектуальное самовоспитание. Для этого от учителя требуется создать необходимую обучающую среду, условия для развития и воспитания школьников в соответствии с их способностями и профессиональными намерениями, обеспечить им доступ к различной технике, оборудованию, инструменту, источникам информации и средствам обучения, умело управлять процессом учебной деятельности.

В связи с изменившимися приоритетами общего образования, выходом российской школы на новое качество обучения на основе принципов демократизации, дифференциации и гуманизации уже происходит обновление содержания технологического образования учащихся, ведется разработка и экспериментальная апробация нового поколения программно-методического обеспечения (учебников, пособий, методических рекомендаций, рабочих тетрадей, примерных программ). Модернизация содержания технологической подготовки направлена на:

- усиление методологической составляющей — включение сведений об общенаучных методах познания, на формирование функциональной технологической грамотности, развитие процессуальных способностей и умений, освоение алгоритма действий по овладению обобщенными способами и средствами преобразования окружающей действительности, прежде всего в процессе выполнения учебных проектов, позволяющих самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности;

- выделение инвариантной составляющей технологического образования, обеспечивающей системный подход в преподавании учебного материала, а также реальную возможность интегрировать или применить на практике научные знания, полученные при изучении других предметов;

- усиление общекультурной компоненты образования, направленной на понимание роли технологии в развитии общества, техники, овладение культурой труда, рациональной организацией учебной и трудовой деятельности, уменьшение отрицательного влияния технологических процессов на окружающую среду, здоровье человека и т.д.;

- обеспечение интеграции и прикладной практической направленности изучения учебного материала по основным «сквозным пиниям», таким как «Культура труда», «Черчение и графика», «Информационные технологии», «Основы проектирования», «Основы предпринимательства», «Производство и окружающая среда», «Профессиональное самоопределение», «История и социальные последствия развития технологии и техники»;

- организацию личностноориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных интересов, способствующего осознанному выбору ими пути профессионального самоопределения;

- расширение вариативных возможностей образовательных программ в целях индивидуализации обучения, более эффективного решения проблем их уровневой и профильной дифференциации, обеспечения самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся.

Таким образом, в целом речь идет об усилении роли технологии в решении общей педагогической задачи всестороннего развития обу чающихся, обеспечении минимально необхо димого и достаточного уровня их функциональной грамотности для успешного осуществления выпускниками самостоятельного жизненного выбора трудовой деятельности и продолжения образования, самообразования.

Принципиальное отличие обучения технологии от традиционного трудового обучения состоит в новой ценностно-смысловой направленности его образовательных и воспитательных целей. Способности подрастающего поколения, как известно, проявляются, формируются и развиваются в процессе учебной и практической деятельности. На примере доступных для изучения распространенных (базовых) технологий и способов труда учащиеся осваивают обобщенные подходы к его организации по всей проектно-технологи ческой цепочке — от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда). Проектирование как метод познания позволяет реализовать проектно-исследовательскую систему работы с детьми, усилить индивидуализацию обучения на основе личност-ноориентированного подхода. Наряду с этим большое значение имеют знания и умения, которые формируются у обучающихся в процессе освоения ими специальных упражнений, тренировочных заданий и их востребованность в процессе выполнения творческих проектов.

В связи с этим приведу выдержки из творческих проектов, представленных на IV Всероссийскую олимпиаду школьников по технологии, проходившую с 22 по 26 апреля 2003 г. в г. Брянске. Учащийся из Кировской области пишет: «При выполнении проекта научился использовать цифровой фотоаппарат, приобрел навыки работы на компьютере. Развил способность анализировать, думать, исследовать, сопоставлять. Освоил новый вид резьбы по дереву. Процесс проектирования, на мой взгляд, очень важен, хотя занимает много времени». В другом проекте приводятся высказывания об инструменте: «В народе говорят: «Без клещей кузнец как без рук», «Без топора не плотник, а без иглы не портной» и делается вывод: «Каждый мастер, любящий свою работу, любит, бережет и холит инструмент, которым работает. Любовное отношение к нему вознаграждается сторицей. Только с помощью хорошо заточенного и правленного инструмента можно легко, быстро, без физического напряжения воплотить замысел в материале».

В настоящее время усиленными темпами ведется работа над государственным образовательным стандартом общего образования первого поколения, уточняются цели и содержание всех учебных предметов, их практическая составляющая, прикладные аспекты. Разрабатываются измерители как инструмент оценки качества подготовки учащихся, в том числе технологической.

До официального введения государственного образовательного стандарта общего образования минимальный уровень технологической подготовки (федеральная составляющая) задается обязательными минимумами содержания образования по технологии (см. приказы Минобразования России № 1235, 1236 от 19.05.98 г. и №56 от 30.06.99 г.). Обязательные минимумы содержания образования по технологии определяют тот перечень вопросов, который должен быть представлен в программах, учебниках и пособиях независимо от их уровня и направленности. Иными словами, конкретные программы, учебники и пособия, используемые в том или ином образовательном учреждении, могут расширять этот минимум, но не сокращать или урезать его.

Внесены дополнения в статьи 28 и 32 закона Российской Федерации «Об образовании». Ст. 28 дополнена следующим подпунктом: «18) ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию». В ст. 32 внесен подпункт 23: «... выбор учебников из утвержденных федеральным перемнем учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе». Поэтому учитель для своей работы выбирает учебники и пособия из ежегодно утверждаемого Перечня учебных изданий.

В 2002/03 учебном году в органы управления образованием субъектов Российской Федерации для формирования заказов на учебную литературу Минобразованием России были направлены Перечень учебных изданий для общего среднего образования на 2003/04 учебный год (приказ Минобразования России от 17.01.2003 г. № 104) и Перечень-каталог учебно-методических изданий для общего образования (приказ Минобразования России от 12.03.2002 г. №788), который продолжает действовать с дополнениями к нему, утвержденными приказом МО РФ № 104 от 17.01.2003 г.

В состав Перечня учебных изданий включены учебники, рабочие тетради для начального общего образования, учебники для основного общего и среднего (полного) общего образования, получившие гриф Минобразования России "Рекомендовано..." или "Допущено...", имеющие программно-методическое обеспечение и обеспечивающие:

- реализацию федерального компонента содержания образования;

- концептуальное единство дидактических подходов к реализации курсов;

- возможность изучения предмета за то количество часов, которое отводится Базисным учебным планом.

Учебные издания в разделе «Начальное общее образование» структурированы по моделям (комплектам) и системам обучения.

Для 1-4-го классов представлены учебно-методические комплекты: «Трудовое обучение. Школа мастеров» (автор Т. М. Геронимус), «АСТ-Пресс»; «Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайн -образования)» (автор Н. М. Конышева), «Ассоциация XXI век»; «Ступеньки к мастерству» (автор Е. А. Лущева), «Вентана-Граф»; «Технология» (для сельских общеобразовательных учреждений) (под ред. В. Д. Симоненко), «Вентана-Граф».

В разделе Перечня «Основное общее образование» учебники структурированы по образовательным областям, соответствующим Базисному учебному плану, предметам и содержательным линиям с 5-го по 9-й класс. Как правило, каждая завершенная содержательная предметная линия представлена одним и тем же авторским коллективом или одним и тем же издательством.

По образовательной области «Технология» в Перечень включены учебные издания под ред. В.Д.Симоненко, которые составляют отдельную линию, построенную на основе единой методологии (в основном «Вентана-Граф») и один учебник «Технология-5» («Просвещение»).

Приводим учебники, включенные в этот раздел Перечня (с.26-27 с № 488 по № 499): «Технология-5» (под ред. В. А. Кальней, В. Д .Симоненко) — учебник для сельских школ, «Вентана-Граф», 2001-2002; «Технология» - 6 и 7-й классы (под ред. В. Д. Симоненко — учебники для сельских школ, «Вентана-Граф» (новые); «Технология» (вариант для мальчиков) — 5-й класс (под ред. В. Д. Симоненко), «Просвещение», 2000-2002; «Технология» (вариант для мальчиков) — 6-7-й классы (под ред. В. Д. Симоненко), «Вентана-Граф», 2000-2002; «Технология» (вариант для девочек) — 5, 6, 7-й классы (под ред. В. Д. Симоненко), «Вентана-Граф», 1998-2002. В 1998-2002 гг. изданы учебники «Технология» (общие варианты) — 8 и 9-й классы, «Вентана-Граф». «Просвещением» в 2000-2002 гг. выпущен учебник «Технология обработки металлов», 5-9-й классы (автор Е. М. Муравьев).

Учебники по предмету «Черчение» переведены в Перечень-каталог учебно-методических изданий (с.64 с № 354 по № 359).

Раздел Перечня учебных изданий «Среднее (полное) общее образование» структурирован по образовательным областям, предметам и профилям обучения. Сюда включены учебники и пособия для 10-го и 11-го классов, обеспечивающие общеобразовательную и профильную подготовку учащихся (в Перечне на с.35 с № 637 по № 643). Для общеобразовательного направления предназначены учебники «Техно-логия-10» и «Технояогия-11» (под ред. В. Д. Симоненко), «Вентана-Граф», 1999-2002. Для гуманитарного профиля — учебник «Основы технологической культуры», 10-11-й классы (под ред. В. Д. Симоненко), «Вентана-Граф», 2000-2002. Для технологического профиля сельской школы — учебник «Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» (под ред. И. А. Сасовой), «Дрофа», 2001-2002. Для естественно-научного профиля — учебник «Технология профессионального успеха», 10-11-й классы (под ред. С.Н.Чистяковой), «Просвещение», 2001-2002 и учебник «Техно-логия-10» и Технология-11» (под ред. В. Д. Симоненко), Вентана-Граф», 2003 (новые).

Перечень-каталог также состоит из трех разделов. 8 первый и второй включены учебные издания, составляющие с изданиями Перечня учебных изданий учебно-методические комплекты или начинающие предметные линии заново.

В первый вошли: «Примерные программы основного общего образования. Технология; 5-9-й классы (под ред. В. А. Полякова и П. Р. Атутова), «Дрофа», 1998; программа для технологического профиля «Основы технологической культуры», 10-11-й классы (автор Ю. Я. Хотунцев), «Мнемозина», 2002; учебники: «Технология. Технический труд» (автор А. К. Бешенков), «Аркти», 2001; «Технология-5» (вариант для мальчиков) — под ред. Е. С. Глозмана, Ю. Л. Хо- туицева, «Мнемозина», 2003; «Основы сельской го хозяйства. Сельскохозяйственный труд» (с грифом «Рекомендовано...») —автор Д. И. Трай-так, «Мнемозина», 2000; "Семейная экономика», 7-8-й классы (авторы В. Д. Симоненко, О. И. Шелепина), «Вита-Пресс», 2000; «Технология предпринимательства», 9-й класс (с методическими рекомендациями) — автор А. Б. Леонтьев, «Дрофа», 2001, 2003; «Твоя профессиональная карьера», 8-9-й классы (учебно-методический комплект) — под ред. С. Н. Чистяковой, «Просвещение», 2003; учебно-методический комплект «Технология-5» (под ред. И. А. Сасо-вой), «Вентана-Граф», 2003; учебное пособие «Технология обработки древесины» (обновленное) — автор И. А. Карабанов, «Просвещение», 2003.

Учебники по черчению: А. Д. Ботвинникова и др. — 7-8-й классы («АСТ-Пресс», 2000-2002) Н.А.Гордиенко, В.В. Степановой — 9-й класс («АСТ-Пресс», 1999-2000); И АРойтмана, Л.Б.Владимирова — 9-й класс («Владос», 2001-2002); под ред. В. В. Степаковой — 9-й класс («Просвещение», 2001-2003); А. А. Павловой, С. В. Жуковой, Е. И. Корзиновой — 7-9-й классы в комплекте с рабочими тетрадями и методическими рекомендациями («Владос», 1999, 2001); И. Г. Преображенской — учебно-методический комплект («Вентана-Граф», 2002); Л. В. Владимирова, С. И. Будилина, Ю. Ф. Катхановой — «Тетрадь с печатной основой по черчению» («Школьная Пресса», 2003).

Во второй раздел включены «Примерные программы среднего (полного) общего образования. Технология», 10-11-й классы (под ред. В. А. Полякова, П. Р. Атутова), «Дрофа», 2002; учебник «Технология. Слесарное и кузнечное искусство», 10-11-й классы (авторы Е. С. Глозман, А. Г. Навруций), «Мнемозина», 2003; учебно-методический комплект «Основы кулинарии» — 10-11-й классы (автор В. И. Ермакова, «Просвещение», 2002; учебники «Технология обработки ткани» — 5, 6, 7-9-й классы (автор В. Н. Чернякова) (обновляются) «Просвещение»; учебные пособия (обновленные): «Легковые автомобили», 10-11-й классы (авторы В. С. Цыбин, В. А. Галашин); "Пчеловодство", 10-11-й классы (автор И. А. Шабаршов), «Просвещение», 2003. Для профильных классов предназначены учебные пособия изд-ва «Вита-Пресс»: «Введение в предпринимательство», 10-11-й классы (автор в.З.Черняк), 1999; «Основы бухучета для школьников», 10-11-й классы (автор О. Ю. Черкашин), 2000; «Лоция бизнеса», 10-11-й классы (автор С. Д. Ахапкин), 2001.

Третий раздел Каталога состоит из учебных изданий, обеспечивающих реализацию школьного и регионального компонентов содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Здесь представлены пособия серии «Основы художественного мастерства» изд. дома «АСТ-Пресс»: «Лесная пластика» (автор Г. Я. Федотов), 2000; «Поделки из природных материалов» (автор И. В. Черных), 1999; «Музыкальные инструменты» (автор В. Н. Бычков), 2000; «Послушная глина» (автор Г. Я. Федотов), 1999; «Русское кружево» (автор Р. А. Лукашов), 1999; «Сухие травы» (автор Г. Я. Федотов), 1999; «Удивительная бумага» (автор И. В. Черных), 1999; «Чудо кожа» (автор Н. Е. Тюрина), 1999; «Когда оживает камень» (автор Г. Я. Федотов), 1999. Изд-во «Владос» выпускает пособие «Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело» (авторы А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов, 2003).

Для профессиональной подготовки старшеклассников предназначаются пособия «ПрофОбрИздата»: «Основы делопроизводства» (автор Л. М. Вялова); «Современные офисные технологии» (авторы С. В. Кисепев, И. Л. Киселев); «Грузовые автомобили» (автор В. А. Родичев), а также альбом плакатов «Грузовые автомобили» (автор В. А. Родичев) и др.

Институт развития профессионального образования предлагает по договорным ценам учебно-программную документацию длн профессиональной подготовки учащихся (125319, Москва, ул. Черняховского, 9, тел. (095) 152-63-01).

В журнале «Школа и производство» опубликованы рекомендации «О программно-методическом обеспечении и тенденциях развития школьного технологического образования» (2001, № 7, 2002, № 5), "Об экспериментальном преподавании технологии в 10-11-м классах общеобразовательных учреждений в 2001/02 учебном году (2001, № 6) и в 2002/03 учебном году (2002, № 5), которыми также следует руководствоваться в работе.

Марченко А. В.,

главный специалист Департамента

общего образования Минобразования России

Закрыть