Полотенце

В Древней Руси почти все предметы первой необходимости изготавливали своими руками. Прядение нитей, ткачество тканей и их отделку выполняли в домашних условиях. При этом нелегкий женский труд был уделом не только крестьянских жен и дочерей, но и представительниц привилегированного сословия. Вышивкой украшали одежду, полотенца, платки и другие предметы быта.

Самодельные ткани и изделия из них использовались в русском домашнем обиходе до второй половины XIX в., а в отдельных местах и позже. К ним относятся и полотенца (убрус, ширинка, рукотер, рукотерник, утиральник, плат, наспишник, постинник), имевшие различное применение.

В некоторых русских областях сельские жительницы до сих пор различают утирку, или рушник, служившие для вытирания рук, которые мало или совсем не украшены, и полотенца (платы, платовья), предназначенные для убранства дома в праздник, по случаю каких-либо семейных событии.

Праздничные, в особенности свадебные, полотенца шили из лучшего кужельного холста. Длина их была от 2 до 4 м, а ширина обычная для русского холста — 36-38 см, Реже делали полотенца более узкими — 19-35 см, или более широкими — 40-41 см. Холст предварительно тщательно отбеливали. Но в отдельных местах полотенца изготовляли из цветной ткани, например белой в красную клетку (иногда с добавлением нити желтого цвета), домотканой материи (Холмогорский, Устюженский, Соль-вычегодский, Великоустюгский уезды).

В XIX в. в селениях, где фабричный материал почти вытеснил домотканину, полотенце стали шить из хлопчатобумажной покупной ткани разного цвета, вышивая их крестиком по канве. Особенно богато украшалось большое рукобитное полотенце, так называемое стеновое (длиной в стену). После того как «ударят по рукам», т.е. договорятся о свадьбе, его дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста просватана. А он кидал полотенце своей родне. Полотенцем украшали божницу на see время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали его к дуге повозки. В некоторых селениях это полотенце дарили свату.

Дарные полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, украшались меньше, чем рукобитные, и впоследствии они нередко служили утирками. В некоторых местностях девушка раньше заготовляла к свадьбе не менее 12 полотенец, а в состоятельных семьях на свадьбе раздаривалось до 30 и больше.

Полотенцем (а сверху шалью) покрывали невесту, когда везли в церковь. После «окручивания» следовало ее «открывание»: дружка снимал покрывало с молодой, получал полотенце и показывал всем, приговаривая: «Невеста не спала, не дремала, все вам дары припасала». Полотенцем связывали жениха и невесту, как бы символизируя этим крепость их семейной жизни.

Полотенца развешивали в избе. Их красочные узоры оживляли бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным.

Полотенце использовали в родильных и крестильных обрядах, а также в похоронных и поминальных. Обычай жертвовать полотенце в церковь («по обету» в случае болезни или смерти близких) широко практиковался вплоть до 20-х годов прошлого века.

Бытовал обычай в случае эпидемии в течение одного дня или ночи выткать и вышить полотенце. Считалось, что оно «чистое» и обладает способностью предотвратить эпидемические заболевания людей и скота, а также засуху и град.

Тихонова Т. А.,

учитель технологии средней школы №1296,

Москва

Закрыть