Учебно-техническая документация на пошив изделий

Школа наша молодая, ей всего 12 лет. В ней обучаются 1100 учащихся. Почти 10 лету нас проводится начальная профессиональная подготовка старшеклассников. Педагоги понимают, что будущее выпускников во многом зависит от того, насколько успешно пройдет их социальная адаптация, и справедливо полагают, что большую роль в этом могут сыграть полученные ими в школе профессиональные знания vi умения. Например, выпускницы, обучавшиеся профессии швеи и сдавшие квалификационные экзамены, получают свидетельство установленного образца. Это придает им большую уверенность в завтрашнем дне.

Воспитательная работа в школе направлена на формирование у детей трудолюбия, любви к родным местам, интереса к истории своего края. Общими усилиями учащихся и учителей в школе созданы музеи — краеведческий, военно-исторический и промышленного производства. В последнем собраны разнообразные материалы о предприятиях и производствах нашего поселка. В выставочном зале, который был открыт к юбилею школы, каждые полгода проходят выставки изделий, выполненных старшеклассниками, которые обучаются швейному делу, демонстрируют свои творческие работы кружковцы и педагоги дополнительного образования. Юные швеи, используя свои знания и умения, шьют для школы различные изделия: сценические костюмы, шторы и др. Учащиеся нашей школы - постоянные участники районных и областных олимпиад по предметам, не раз занимали призовые места. По их инициативе и при поддержке учителей была создана научно-творческая ассоциация учащихся (НТАУ), которая успешно действует уже три года.

Как мастер производственного обучения, я стараюсь заинтересовать школьниц профессией швеи. На занятиях они изучают приемы обработки швейных изделий, свойства тканей, овладевают умениями по выполнению конкретных операций. Они знакомятся с элементами ЕСТПП (Единой системы технологической подготовки производства) и ЕСКД (Единой системы конструкторской документации), правилами оформления таких документов. С учетом этих стандартов я разработала учебно-техническую документацию (УТД) на швейные изделия, которые школьницы выполняют в 10—11-м классах. Она включает в себя: основные сведения о швейном изделии; образец (фото); образцы рекомендуемых тканей; эскиз и описание модели; таблицу расхода основных и вспомогательных материалов, необходимых для изготовления изделия; спецификацию лекал и кроя; руководство по изготовлению лекал; порядок подготовки ткани к раскрою и вариант раскладки деталей (лекал! на ткани; технологическую последовательность поузловой обработки изделия; требования к окончательной отделке, влажно-тепловой обработке и качеству изделия.

Мною изготовлены также лекала-эталоны и образцы изделий в натуральную величину для демонстрации.

Самостоятельная работа с УТД способствует закреплению знаний по конкретным темам и разделам программы, овладению профессиональными навыками, качественному поэтапному изготовлению швейных изделий (легкой женской и детской одежды), помогает в разработке и реализации проектов.

В течение двух лет учащиеся 10-11-го классов изготавливают следующие изделия: комплект для новорожденного, детскую рубашку и трусы для мальчика, женский халат, юбку, жилет, жакет, брюки и др.

В качестве примера ниже приведена учебно-техническая документация на изделие «Комплект для новорожденного».

Одежда для новорожденного. К бельевым изделиям для новорожденных (детей до 9 месяцев) предъявляют особые требования. Изделия должны быть гигроскопичными, воздухопроницаемыми, теплозащитными, светостойкими, обладать устойчивостью к многократным стиркам, глаженью, иметь прочную окраску, быть легкими, мягкими, удобными в носке, не стеснять движений малыша. Белье для новорожденных должно изготавливаться из натуральных тканей (батист, бязь, муслин, миткаль, ситец, фланель, байка и др.), преимущественно нежных тонов, с детской тематикой рисунков.

При изготовлении нательного белья для новорожденных следует добиваться меньшего количества швов и не допускать жестких соединений или узлов (особенно на спинке). Особенность технологии — соединительные швы в распашонках, рубашечках и чепчиках выполняются на лицевой стороне.

Ассортимент белья для новорожденных: распашонки, рубашечки, чепчики, косынки, ползунки, конверты, кофточки, пинетки, нагрудники. Разнообразие белья достигается за счет отделки его кружевом, шитьем, тесьмой, лентами, вышивкой и аппликацией.

ЭСКИЗ И ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

Комплект для новорожденного состоит из распашонки, чепчика и нагрудника. Изготовлен из хлопчатобумажной ткани (ситец) с мелким рисунком. Отделка — окантовка среза горловины нагрудника и нижнего среза чепчика косой бейкой из отделочной ткани (ситец однотонный белый).

Распашонка цельнокроеная свободной формы. Срезы обметаны на машине 51-А класса специального назначения.

Чепчик состоит из двух деталей (основной и затылочной). По нижнему срезу основной детали заложены складки с двух сторон. Нижний срез окантован косой бейкой, переходящей в завязки.

Нагрудник овальной формы. Внешний срез обметан на машине 51-А класса специального назначения. Горловина окантована косой бейкой, переходящей в завязки.

РУКОВОДСТВО ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛЕКАЛ

Лекала изготавливают из тонкого картона толщиной 0,2-1,62 мм. На лекале детали верха спинки следует указать наименование изделии, размер и рост. На каждом лекале указать: наименование лекала (рабочее или эталон); назначение лекала (верх или приклад, если он предусмотрен в изделии); наименование детали (полочка, спинка и т.д.) и ее номер; линию долевого направления ткани (направление нити основы). По срезам лекал отметить контрольные знаки (надсечки), необходимый технологический припуск.

ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАСКРОЮ

1. Подготовить ткань для раскроя:

а) определить лицевую и изнаночную сторону;

б) произвести влажно-тепловую обработку хлопчатобумажной ткани с изнаночной стороны (если ткань перекошена, то увлажнить ее и натянуть);

в) осмотреть ткань и выявленные дефекты отметить мелом, чтобы учесть при раскрое.

2. Разложить ткань на столе для раскроя изнаночной стороной вверх или сложить вдвое кромку с кромкой лицевой стороной внутрь (настилание вразворот или всгиб в зависимости от ширины ткани).

3. Разложить лекала на ткань с учетом направления рисунка:

а) следить за соответствием направления долевых нитей ткани с направлением, указанным на лекале;

б) соблюдать норму прибавки на швы, припуски, раздвижки;

в) располагать лекала симметричных деталей, не имеющих шва, по сгибу ткани;

г) экономно расходовать ткань, неизбежные выпады ткани сосредоточить в одних местах, чтобы отходы ее можно было использовать при обработке изделия;

д) разложить на ткани крупные лекала, мелкие разместить в промежутках между ними, чтобы меньше было выпадов ткани.

4. Обвести (обмелить) лекала двумя линиями. Вначале обвести контур лекала тонкой линией сухим обмылком с острыми краями или тонким мелом, отметить контрольные точки, линии складок, надсечек. Линию второго контура провести с учетом технологического припуска.

5. Раскроить ткань: детали изделия вырезать по второй меловой линии. Раскладывание лекал и выкраивание деталей производить только в соответствии с техническими условиями.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОУЗЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЯ

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ОТДЕЛКА (ЧИСТКА) ИЗДЕЛИИ

В готовых изделиях удалить нитки временного назначения, подрезать концы ниток и счистить следы меловых линий с лицевой и изнаночной стороны.

ВЛАЖНО-ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА

Выполнить окончательную ВТО готовых изделий комплекта электропаровым утюгом на утюжильном столе со специальной колодкой, соблюдая все технические условия и правила утюжки.

Контроль качества: 1) отсутствие лас, заминов; 2) плотное прилегание швов.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАЧЕСТВУ ИЗДЕЛИЯ

1. Все швы, поузловая обработка, обработка деталей выполнены согласно техническим условиям.

2. Товарный внешний вид изделий.

Гаврик Л. В.,

мастер производственного обучения

Поселково- Воротынской средней школы

им. И.С.Унковского, Бабынинский р-н,

Калужская обл.

Закрыть