Приобщение учащихся к народному искусству
Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре, органит ческой частью которой является народное искусство. Планируя свои уроки, ставлю задачу — расширять и углублять знания и представления учеников о татарской национальной культуре, быте и традициях. Знакомлю их с произведениями татарского фольклора, национальных писателей, поэтов, художников, композиторов. К примеру, прослушав сказку Г.Тукая «Шу-рале», учащиеся пытаются создать из природных материалов образ или картинку, возникшую в их воображении. Во время выполнения этой практической работы звучит музыка из одноименного балета. Перед тем как дать задание — выполнить из бумаги аппликацию «Весна», знакомлю школьников с весенними пейзажами татарских художников и мелодией Р.Еникеева «Весенние капели». Большое внимание уделяю татарскому национальному орнаменту, который ярко выражен в вышивке, резьбе по дереву, росписи. Местные мастера в своих работах часто используют растительные мотивы — тюльпан, колокольчик, гвоздику, астру, а в качестве фона — красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый, черный цвета. При этом благодаря продуманному подбору цветовых сочетаний не создается впечатления излишней пестроты.
На первый урок по знакомству учащихся с татарским орнаментом обычно приходят старшеклассники в национальных костюмах. Под звуки народных мелодий мы обсуждаем особенности формы, цветового решения узоров, украшающих предметы традиционного национального костюма. Затем рассматриваем полотенца, скатерти, коврики, декорированные орнаментом. Ученики выбирают себе изделия, которые они хотели бы украсить — фартук, тюбетейку (мужской головной убор), калпак (женский головной убор) или сапожок. Сначала работаем с бумагой. Учащиеся орнаментируют предварительно вырезанные учителем из белой бумаги предметы одежды. Затем, познакомившись с различными видами ткани, они выполняют орнамент способом аппликации из ткани, украшая полотенца, платочки, подушечки-игольницы, наклеивая элементы орнамента на основу. Позднее, когда учащиеся научатся выполнять различные виды швов, они отделывают юбочки, жилетки для кукол, нагрудники для малышей, сумочки. Интересные работы получаются при составлении узора из разных материалов: пуговиц, бисера, камушков, ракушек, пшена, гречки, крашеного риса, которые закрепляют на картонной или тканевой основе с помощью пластилина или клея. Заключительным этапом изучения татарского народного искусства является посещение краеведческого музея и создание проектов. Выполненные изделия из бумаги, ткани, природных материалов, бисера, глины, пластилина учащиеся защищают на занятиях по технологии. Попова М. Л., учитель технологии средней школы № 6, г. Бугульма, Татарстан