Профильное профильному рознь
Образование — не самоцель. Это средство для развития общих и специальных способностей человека, подготовки его к самостоятельной жизни и конкретным видам труда. Если в основной школе акцент делается на общие способности ребенка, то в старшей на первый план закономерно выступают способности специальные, поскольку они напрямую связаны с выбором направления будущей трудовой деятельности и профессии.
Если посмотреть с этих позиций на цели образования, предлагаемые в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: «углубленно изучить», «создать условия для дифференциации», «подготовить к усвоению программ высшего образования» и т. п., то приходится констатировать их расплывчатость и аморфность. Тем более что профилей предлагается немного, а профессий тысячи.
К примеру, нет таких профессий — физико-математические. Но в одной из наиболее распространенных их классификаций, разработанной академиком РАО Е.А.Климовым, выделены такие группы профессий, как «человек — техника» и «человек— природа». Скажем, математику отождествляют с профессией инженера. Однако инженер — это специалист, который, прежде всего, хорошо разбирается в технике и технологиях соответствующей отрасли производства. А знание математики нужно ему лишь для осуществления расчетов. С некоторой натяжкой можно сказать, что для этого достаточен объем ее на уровне средней школы.
Выбор старшеклассниками какого-либо из предлагаемых Концепцией профилей, а они, кроме, возможно, технологического, являются чисто академическими, едва ли будет способствовать преодолению существующего отрыва образования от требований жизни и улучшению профессионального самоопределения выпускников. О неблагополучии в этой области последнее время немало говорят и пишут. Так, на предложенный нами первокурсникам Пензенского пе-дуниверситета вопрос «Что являлось целью вашего обучения в школе?» — они ответили следующим образом: поступить в вуз — 52,9 %. стать образованным — 11.8 %, добиться цели (?) — 5,9 %, затруднились ответить—24,4%.
Работать по специальности после окончания вуза собираются лишь 17,7 % опрошенных; больше половины вообще не знают, чем они будут заниматься.
Можно с уверенностью сказать, что профильная школа с ее академическим уклоном не способна решить задачу сколько-нибудь существенного усиления профори-ентационной составляющей образования. При этом игнорируются по существу и такие фундаментальные потребности общества, как экономические. Разве не противоестественно то, что высшее образование фактически не замечает наличия начальной и средней профессиональной подготовки? Если бы она, как и производственный стаж, была приоритетной при зачислении в технические вузы, то это не только бы повысило профессиональный уровень будущих специалистов, но и способствовало бы росту престижа рабочих профессий.
Возвращаясь к Концепции профильного обучения в старшей школе, отметим, что она также явно страдает предметоцентризмом, уводит учащихся от изучения многогранной и сложной реальности, целенаправленной подготовки к активной жизни в мир частностей и абстракций. К слову сказать, это характерно и для высшего образования, в том числе педагогического, делающего упор на теоретические знания а ущерб прикладным.
Здесь снова возникает вопрос о конечной цели образования. Если речь, к примеру, идет об инженере, то способности у абитуриента к этому виду труда нельзя определить по знанию им русского языка и математики. Еще более формализует это положение введение ЕГЭ. построенного на тестировании.
Где же выход? На наш взгляд, это узаконение в старшей школе профессиональных проб. Разумеется, для этого необходимо материально-техническое и кадровое обеспечение. Но требуемые на его покрытие средства — лишь небольшой процент от тех огромных издержек, которые общество несет а результате ошибочного выбора молодежью той или иной профессии. Тем более что много лет назад а стране с этой целью уже была создана обширная сеть (более 3 тысяч) уникальных общеобразовательных учреждений — межшкольных учебно-производственных комбинатов. Правда, от нее сегодня осталась лишь четвертая часть.
Взять хотя бы наш Пензенский МУК. Здесь имеются не только технические, но и гуманитарные профили. Учащимся предоставлена возможность на практике познакомиться с 29 профильными направлениями, а сдав при желании по 14 из них квалификационные экзамены, они могут получить свидетельство о начальной профессиональной подготовке. Кроме того, на комбинате работает психолого-диагностический центр, консультанты которого оказывают реальную помощь сотням школьников s их профессиональном самоопределении. Нужно ли доказывать, что у наших выпускников много больше шансов найти себя в мире профессий, чем у тех, кто окончит тот или иной школьный профиль?
На мой взгляд, профилизация старшей школы в том виде, как она задумана, нанесет серьезный ущерб трудовому воспитанию учащихся и экономике страны. Вот лишь один пример. Среди вакансий, объявленных службой занятости нашего региона, две трети составляют технические (в основном рабочие) профессии. Решит ли эту проблему так называемое профильное обучение в старшей школе? Думается, что нет. Тем более что технологическому профилю заранее отводится второстепенная роль. Положение может измениться а лучшую сторону, если для поступления в технические вузы, лицеи и колледжи абитуриентам надо будет предварительно сдать экзамен по технологии. Но для этого его следует включить в состав ЕГЭ как экзамен по выбору.
В своем недавнем послании Федеральному собранию страны Президент В.В.Путин поставил задачу удвоения за 10 лет валового внутреннего продукта. Для ее выполнения необходимо в том числе и массовое вовлечение учащейся молодежи в занятия техникой и технологиями. С этой целью надо как минимум сохранить технологию в 9-м и старших классах, предоставлять преимущество при поступлении в технические учебные заведения выпускникам, победившим на всероссийских и региональных школьных технологических олимпиадах, получившим рабочие разряды и имеющим производственный стаж. Активной поддержки заслуживают и межшкольные учебные комбинаты, осуществляющие профильное обучение старшеклассников, ориентированное на их реальные запросы и экономические нужды страны.
Филимонов В. А.,
директор МУК, заслуженный учитель школы РФ,
г. Пенза