Школьникам - технологическую культуру
В конце марта этого года в Костромском государственном университете им. Н.А.Некрасова (КГУ) на базе индустриально-педагогического факультета состоялась Межвузовская научно-практическая конференция по проблемам формирования у учащихся технологической культуры. В ней приняли участие представители Костромского, Шуйского, Ярославского и Ульяновского педагогических университетов.
В докладе заведующего кафедрой технологии КГУ доц. В. М. Баженова «О подходах к формированию технологической культуры» были раскрыты сущность и взаимосвязь понятий технология, технологическое образование и технологическая культура.
Аспирант той же кафедры И. Н. Груздева в докладе «Педагогические условия и этапы формирования технологической культуры учащихся» отметила, что в педагогической науке этой важной проблематике уделяется недостаточно внимания. Далее она сообщила об эксперименте на базе межшкольного учебного комбината г. Костромы по проверке разработанной ею комплексной модели осуществления этой многогранной задачи. Ее
реализация предусматривает: взаимосвязь в процессе обучения различных школьных дисциплин; активное включение старшеклассников в совместную работу по выполнению технологических, экологических, предпринимательских проектов; овладение ими обобщенным алгоритмом проектирования, конструирования и принятия нестандартных решений; формирование личностно значимых мотивов творческой деятельности, а также разработку содержания методической подготовки студентов к руководству этой работой школьников.
Декоративно-прикладному искусству как важному средству формирования у учащихся технологической культуры посвятил свой доклад учитель технологии школы № 31 г. Костромы, аспирант кафедры технологии КГУ В. А. Чернятьев. Сформулированные им теоретико-методические положения были подкреплены анализом опыта их реализации в условиях основной и старшей ступени школы.
Многие актуальные аспекты проблемы формирования технологической культуры у школьников были рассмотрены участниками конференции в ходе работы круглых столов.
В своем решении конференция рекомендовала: не допускать сокращения часов на изучение образовательной области «Технология»; добиваться полной реализации обязательных минимумов ее содержания в начальной, основной и средней (полной) школе; создать научно-методический совет по технологии Верхне-Волжского региона и ходатайствовать перед Министерством образования РФ о поддержке экспериментальных разработок, направленных на формирование технологической культуры молодого поколения.
По итогам работы конференции издан сборник с тезисами более 30 докладов.
Баженов В. М.,
Груздева И. Н.,
Костромской госуниверситет
им. Н. А. Некрасова