You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player
 

Технологическая карта дисциплины «Методика преподавания технологии» 

Входной модуль 

Содержание

Форма работы

Баллы

Входной контроль

Анкетирование

0-5

 

 

5

Модуль 1. Теоретические основы методики преподавания технологии    

Текущий контроль

Форма работы

Тема

Задание

Баллы

Лекции 

1. Предмет и задачи методики преподавания технологии.

2. Принципы и системы трудового и профессио-нального обучения и воспитания.

3. Содержание основного общего образования. Программы по разделам образовательной области «Технология»

 

5

Практическая работа 1

(2 часа)

«Определение и анализ специальных педагогических способностей учителя технологии».

Определить (Кпн) уровень выраженности профессионально-педагогической направленности

10-15

Практическая работа 2

(2 часа)

«Анализ фрагментов уроков трудового обучения с целью выявления основных дидактических принципов, на которые опирался учитель».

Составить (предложить) комплекс дидактических принципов для заданного фрагмента урока.

10-15

Практическая работа 3

(2 часа)

«Изучение и анализ учебных программ образовательной области «Технология» в 5-8 классах».

Конспект

10-15

Практическая работа 4

(2 часа)

«Изучение и анализ методической и учебной литературы по технологии».

Конспект

10-15

Самостоя-тельная работа

1. Предмет и задачи методики преподавания технологии

 

Составление таблицы «Методы научно-педагогических исследований образовательной области «Технология»

5-10

 

2. Принципы и системы трудового и профессио-нального обучения и воспитания

Составление таблиц «Системы трудового обучения», «Принципы трудового обучения и воспитания»

5-10

 

3.  Содержание основного общего образования. Программы по разделам образовательной области «Технология»

 Составление таблицы ключевых понятий по теме «Теоретические основы методики преподавания технологии».

5-10

Промежу-точный контроль

Контрольная работа 1

 

 

15-20

 

Дополни-тельно (по выбору)

«Периоды развития трудового обучения в школе», «Основоположники советской педагогики о трудовом воспитании и обучении».

Реферат

10

 

 

 

 

85-125

Модуль 2. Дидактические и методические основы методики преподавания технологии

Текущий контроль

Форма работы

Тема

 

Задание

Баллы

Лекции

1. Методы трудового обучения.

2.Формы организации обучения по предметам образовательной области «Технология».

3. Учебно-методическая документация и средства наглядности при изучении технологии.

4. Урок как основная форма организации обучения по предмету «Технология».

5. Проверка и оценка знаний, умений и навыков на уроках технологии.

6. Методика организации занятий в мастерских.

 

5

Практическая работа 5

(2 часа)

«Выбор оптимальных методов обучения в зависимости от задач урока и особенностей учеников».

Конспект

Составить (предложить) комплекс методов для проведения занятия в план своего урока.

10-15

Практическая работа 6

(6 часов)

«Определение комплекса средств обучения для проведения занятий по теме одного из разделов программы образовательной области «Технология».

Заполнить таблицы

Составить (предложить) комплекс средств обучения для проведения занятия в план своего урока.

10-15

Практическая работа 7

(2 часа)

«Разработка перспективно-тематического плана».

Заполнить таблицу

Составить перспективно-тематический план для заданного модуля программы образовательной области «Технология»

10-15

Практическая работа 8

(2 часа)

«Анализ основных типов уроков и составление плана-конспекта урока  технологии».

Составить план-конспект урока по заданной теме

10-15

Практическая работа 9

(2 часа)

«Анализ урока технологии по схеме».

Составить письменный самоанализ собственного плана-конспекта урока.

Составить письменный анализ посещенного (просмотренного) урока.

10-15

Практическая работа 10

(4 часа)

«Изготовление заданий, тестов для контроля знаний учеников по одной из выбранных тем урока раздела «Технология».

Разработать (подобрать) комплект карточек-заданий для усвоения нового материала.

10-15

Практическая работа 11

(2 часа)

«Планирование и размещение оборудования с учётом санитарно-гигиенических требований и требований техники безопасности».

Составить и оформить чертеж планировки кабинета технологии (мастерских) и размещение в нем оборудования.

10-15

Практическая работа 12

(4 часа)

«Выполнение эскизов и наглядных изображений».

Изготовить комплект эскизов и наглядных изображений по основным модулям программы образовательной области «Технология».

10-15

Самостоя-тельная работа

1. Учебно-методическая документация и средства наглядности при изучении технологии.

Составление технологической и инструкционной карты по одной из тем образовательной области «Технология».

5-10

2. Урок как основная форма организации обучения по предмету «Технология»

Составление алгоритма урока технологии по одной из тем образовательной области «Технология».

5-10

3. Проверка и оценка знаний, умений и навыков на уроках технологии

Составление 2-3 заданий для безмашинного программи-рованного контроля знаний учащихся (ЭУ).

5-10

4. Методика организации занятий в мастерских

Составление таблицы ключевых понятий по теме «Дидактические и методические основы методики преподавания технологии».

5-10

Промежу-точный контроль

Контрольная работа 2

Зачет

 

Теоретический вопрос

 

15-25

 

Дополни-тельно

Разработка нетрадиционного урока технологии

 Сценарий урока

5

 

 

 

 

125-195

                                                                                                     
Модуль 3. Инновационные и информационные технологии

Текущий контроль

Форма работы

Тема

Задание

Баллы

Лекции

1. Педагогическая инноватика на уроках технологии.

2. Методика использования аудиовизуальных    и    технических средств обучения в учебном процессе.

3. Методика использования ЭВМ в учебном процессе.

4.  Методика руководства проектной деятельностью учащихся.

 

5

Практическая работа 13

(2 часа)

«Составление «банка педагогических идей».

Составить перечень педагогических идей, которые могли бы быть использованы при проведении занятий технологии

10-15

Практическая работа 14

(2 часа)

«Разработка фрагмента урока с использованием ТСО».

Разработать (составить) и оформить фрагмент урока с использованием технических средств обучения

10-15

Практическая работа 15

(2 часа)

«Анализ компьютерных программ в зависимости от целей и задач обучения».

Заполнить таблицу комплексной экспертизы изданий и ресурсов

10-15

Практическая работа 16

(4 часа)

«Составление проекта».

 

Составить (разработать) проект для учащихся определенного возраста

10-15

Самостоя-тельная работа

1. Методика использования аудиовизуальных    и    технических средств обучения в учебном процессе.

 

Выполнение слайд-фильма (как средства наглядного обучения) по одной из тем образовательной области «Технология».

5-10

2. Методика руководства проектной деятельностью учащихся.

Составление таблицы «Планирование проектной деятельности на занятиях технологии».

5-10

Промежу-точный контроль

Контрольная работа  3

 

 

10-20

 

Дополни-тельно (по выбору)

«Компьютерные технологии в обучении».

Реферат

10

«Ресурсы Интернет»

Каталог полезных ссылок Интернет по темам образовательной области «Технология»

 

«Проект во внеурочной деятельности учащихся»

Конспект

 

 

 

 

 

75-115

 Модуль 4.«Особенности воспитания и творческого

саморазвития на уроках технологии»

Текущий контроль

Форма работы

Тема

Задание

Баллы

Лекция

1. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.

2. Формы внеклассной работы учителя технологии.

3. Организация и руководство кружками труда и прикладного искусства.

4. Методика работы по профессиональному самоопределению.

 

5

Практическая работа 17

(2 часа)

«Составление сценария праздника труда с детьми конкретного возраста.

Взаимоанализ составленных сценариев».

Разработать (составить) сценарий праздника труда

10-15

Практическая работа 17

(4 часа)

«Составление плана работы кружка по одному из выбранных направлений. Взаимо- и самоанализ составленных планов».

Разработать (составить) план работы кружка

10-15

Практическая работа 17

(2 часа)

«Составление профессиограмм».

 

Составить (подобрать) профессио-граммы педагогических профессий

10-15

Практическая работа 18

(2 часа)

«Самодиагностика:

- Изучение самооценки (тестирование).

- Опросники (Г.И.Казанцевой и др.).

- Изучение профессиональной направленности личности (карта интересов; изучение факторов привлекательности профессии; мотивация профессиональной деятельности».

Произвести самодиагно-стику по предложенным опросникам

10-15

Самостоя-тельная работа

 

 

 

 

1. Формы внеклассной работы учителя технологии.

Составление плана экскурсии.

5-10

 

2. Организация и руководство кружками труда и прикладного искусства.

Составление программы кружка, разработка 1-2 занятий кружка (ЭУ)

5-10

 

3. Методика работы по профессиональному самоопределению.

Подбор  и подготовка игры с профориента-ционной направлен-ностью

5-10

 

Промежу-точный контроль

Контрольная работа 4

 

 

10-15

 

Дополни-тельно (по выбору)

«Основоположники педагогики о внеклассной работе». «Роль кружковых занятий в развитии личности школьника».

Реферат

10

 

 

 

 

80-115

 Итоговый модуль 2 курс 3 семестр

Содержание

Форма работы

Баллы

Экзамен

1. Теоретический вопрос

6

15

2. Практическое задание

12

20

 

3. Портфолио по методике преподавания технологии в 5, 6, 7, 8 классах

12

20

 

30

45