|
Направление в искусстве ХХ века. Творческий метод беспредметного искусства в живописи связан с отказом от изображения форм реальной действительности. Главное значение абстракционизм придаёт цвету и форме, с помощью которых делается попытка выразить как определённые идеи (например, движение космических сил), так и человеческие переживания. Возникновение беспредметного искусства связано с деятельностью русских художников-авангардистов В.В. Кандинского, создававшего символические цветовые композиции, К.С. Малевича, разрабатывавшего живопись чистых геометрических форм. Многие живописные находки абстракционизма активно используются сегодня в театре, кинематографе, дизайне, на телевидении.
|
|
(от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России.
|
|
Иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие.
|
|
Повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность; один из видов звукописи.
|
|
Трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге.
|
|
Трехсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.
|
|
Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, создающее впечатление резкого контраста.
|
|
Краткое изречение, выражающее значительную, глубокую мысль в оригинальной художественно заострённой форме. Афоризм напоминает пословицу, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и др.)
|
|
Один из жанров лиро-эпической поэзии: сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай, связанный с историческим событием или преданием; обычно героического, легендарного или фантастического характера.
|
|
Религиозно-философское течение, возникшее в начале ХХ века в России. Его представляли различные круги либеральной интеллигенции - литераторы, философы, церковные деятели (Д. Мережковский, С. Булгаков, В. Розанов, А. Белый, В. Иванов). Признавая кризис официальной православной церкви, богоискатели говорили о необходимости выработать новое религиозное сознание - неохристианство, - о поисках Бога, соответствующего современности.
|
|
Действующее лицо, персонаж произведения.
|
|
Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
|
|
Предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального, ужасного и смешного; сгущение сатирического изображения явлений, предметов и людей.
|
|
Трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
|
|
Общее наименование кризисных явлений в духовной культуре конца XIX - начала ХХ века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Декадентские настроения в среде творческой интеллигенции связаны с разочарованием в разумности устройства общества и целях общественного развития, особенно в России после поражения революции 1905 - 1907 годов. Характерные признаки декадентства - погружение в сферу индивидуальных переживаний, наслаждение от сознания ущербности мира, признание элитарности искусства (доступности его только избранным творческим личностям).
|
|
Одно из средств создания художественного образа; выразительная подробность в произведении (часть внешнего мира, портрета и т.п.), которая помогает читателю представить и глубже понять не только характер, обстановку, но и в целом произведение, авторское отношение к изображаемому.
|
|
Разговор двух или нескольких лиц; основная форма раскрытия человеческих характеров в драматическом произведении.
|
|
Род литературы, драматическое произведение, предназначенное для постановки на сцене, в котором основная мысль раскрывается через диалоги и монологи героев, их поступки и действия.
Драма в узком смысле слова – пьеса с острым конфликтом, однако в отличие от трагедии здесь конфликт более заземлён, обычен и, так или иначе разрешим.
|
|
Вид художественного произведения: песня, баллада, поэма, повесть, новелла, комедия и тд.
|
|
Эпизод литературного произведения, в котором возникает основной конфликт.
|
|
Идеализм - (франц. idealisme, от греч. idea - идея) общее обозначение философских учений,
утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа,
физическое - вторично, производно.
|
|
Основная мысль произведения.
|
|
(от лат. — imagо — образ). Эстетическая концепция имажинизма опиралась на принципиальный антиэстетизм с установкой на шокирующие, отталкивающие, провоцирующие образы, аморализм и цинизм (воспринятый как философская система). Имажинизм стал одним из самых молодых (и, пожалуй, последним из влиятельных в серебряном веке) авангардистских литературных направлений.
|
|
Необычный порядок слов, нарушение последовательности речи с целью придания фразе особой выразительности.
|
|
Основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит.
|
|
Насмешка, осмеяние. Обычно истинный смысл высказывания как бы замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.
|
|
Драматическое произведение, в котором осмеиваются отрицательные черты человека или общественного явления.
|
|
Смешное в жизни и искусстве.
|
|
Построение художественного произведения.
|
<Контрреализм-неореализм>
|
"Контрреализм" - термин принадлежит едва ли не самому яркому из американских
<-постмодернистов Джону Барту. Говорят об оппозиции "контрреализма" "неореализму"
Апдайка, Беллоу, Рота - тех, кого интересуют "условия жизни", то есть конкретика обстоятельств,
в которых развертывается трагикомедия человеческого существования. Есть "неореализм",
но есть и "контрреализм", а для него интерес способны представлять лишь "факты жизни" - некие
константы бытия, не сопрягающиеся ни с социальными условиями, ни с метаморфозами идей. Некие
эпистемологические и аксиологические проблемы, которые вечны, как сам человек. В будничности
эти константы трудно опознаваемы, и тривиальность будней должна быть передана без
малейшего следа ретуши - так, как это сделано у Томаса Пинчона. Но подобная правдивость
отнюдь не самоцель. Сквозь сор фактографии должна проступить универсальность коллизии,
затрагивающей абсолютно всех без исключения. Остаётся только договорить, что наиболее
естественно это достигается использованием (обычно - пародийным) распространенных,
типовых ходов самого непретенциозного <-искусства->: ведь оно-то и представляет собой язык
масс.
|
<Конфликт художественный >
|
Столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.
|
|
Эпизод литературного произведения, в котором художественный конфликт достигает наивысшей точки в своём развитии и требует разрешения.
|
|
1. Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает
совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также
ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств.
2. Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает
совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и
программно-эстетическое единство.
|
|
Модернизм - достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в.,
то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Нижней хронологической границей М. является
"реалистическая", или позитивистская, культура ХХ в., верхней - постмодернизм, то есть 1950 - 1960-е гг.
Не следует путать искусство М. и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно.
Главное различие между М. и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто
принципиально новое, но М. рождает это новое исключительно в сфере художественной формы (говоря в
терминах семиотики), в сфере художественного синтаксиса и семантики, не затрагивая сферу прагматики.
Авангард затрагивает все три области, делая особенный упор на последней.
|
|
Отрицание идеалов, общепринятых моральных норм. Получает наибольшее распространение в кризисные эпохи развития общества. Как болезнь интеллигенции характеризовал нигилизм Ф.М. Достоевский. Обвинения в нигилизме русской интеллигенции, отрицающей абсолютные моральные ценности во имя классовых и групповых интересов, во имя борьбы с самодержавием, содержались в сборнике «Вехи» (1909 г.).
|
|
Небольшое по объёму эпическое произведение, близкое к рассказу, в основе которого лежит описание одного события и авторская оценка его.
|
|
Художественное изображение человеческой жизни в предельно конкретной форме, но несущее в себе в то же время обобщение и выражающее эстетический и нравственный идеал писателя (художника).
|
|
Один из жанров эпической, повествовательной литературы, который отличается от других достоверностью, тем, что в очерке изображаются обычно события, происходившие в реальной жизни. В то же время он сохраняет особенности образного отражения жизни.
|
|
Сопоставление; часто используется в устном народном творчестве.
|
|
В художественном произведении описание природы, которое не только даёт возможность увидеть, где происходит событие, но и помогает понять его.
|
|
Действующее лицо художественного произведения.
|
|
Небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; фольклорная песня возникает обычно вместе с мелодией.
|
|
Эпический жанр; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман.
|
|
1.Постмодернизм - основное направление современной философии, искусства и науки.
В первую очередь П. отталкивается, естественно, от модернизма (П. и означает - "все, что после модернизма").
Непосредственными предшественниками П. являются постструктурализм и деконструкция как философский
метод. Главный объект П. - Текст с большой буквы. В П. господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем, одним из его главных принципов стала
"культурная опосредовавность", или, если говорить кратко, цитата.
2.Постмодернизм - не "жанр", не "стиль" и, тем более, не "школа", к которой можно "принадлежать". Постмодернизм - это
ситуация. Своего рода культурное "бытие", которое действительно "определяет сознание". По крайней мере, сознание
художника, помещенного в ситуацию постмодернизма.
|
|
Один из жанров лиро-эпического произведения, для которого характерна сюжетность, выражение автором или героем своих чувств.
|
|
Мы выделяем десять П. п. ХХ в. (здесь речь идет о прозе новаторского, <-модернистского-> толка, т.е.
писатели-реалисты не учитываются, т.к. они не внесли ничего принципиально нового в прозу ХХ века):
1. Неомифологизм.
2. Иллюзия/ реальность.
3. Текст в тексте.
4. Приоритет стиля над сюжетом.
5. Уничтожение фабулы.
6. Синтаксис, а не лексика.
7. Прагматика, а не семантика.
8. Наблюдатель.
9. Нарушение принципов связности текста.
10. Аутистизм.
|
|
Вымышленное имя или условный знак, под которым автор публикует своё произведение.
|
|
Эпизод литературного произведения, в котором происходит разрешение основного художественного конфликта.
|
|
Эпический жанр, малая форма литературного произведения, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
|
|
1. Реализм - это направление в искусстве, которое наиболее близко изображает
реальность.
2.Реализм - (от ср.-век. лат. realis - вещественный, действительный) в философии - направление, признающее
лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон,
средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и
опыта (философия реализма 20 в.).
|
|
Авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешние и духовные отличия персонажей, их состояние.
|
|
Фраза собеседника в диалоге, возникшая как отклик на слова партнёра.
|
|
Повторение однородных звуковых особенностей, чередование ударных и безударных слогов.
|
|
Звуковые совпадения в конце строк.
|
|
Эпическое произведение, которое охватывает жизнь, поступки, столкновения многих героев, иногда – историю поколений, раскрывает многообразие общественных отношений. Для романа характерны разветвлённый сюжет или несколько сюжетных линий, объединённых общим замыслом.
|
|
Сезоны русского искусства, проводившиеся в Париже и Лондоне под руководством русского театрального деятеля С.П. Дягилева. Благодаря «Русским сезонам» получают широкое международное признание многие явления отечественного искусства: живопись XVIII - XX веков, балет, опера, исполнительское мастерство русских артистов.
|
|
Едкая, язвительная насмешка.
|
|
Наиболее беспощадное осмеяние несовершенства мира, человеческих пороков.
|
|
Символисты:
рассматривали действительность дуалистически, раскалывая её на мир внешних видимостей и мир внутренних
идеальных сущностей; разделяли опыт на внешний, эмпирический и внутренний, эзотерический; различали два пути познания - логическое и интуитивное;
признавали интуитивистический метод познания высшим;
видели в поэзии источник интуитивного познания, а в символе - средство реализации этого познания;
считали символический образ "посредником" между сущностью и явлением, внутренним и внешним опытом.
Символисты были озабочены созданием таких мировоззренческих предпосылок, которые позволяли бы находить
в поэтической речи затаённый символический смысл (отсюда - теоретизирование, самоистолкование), воссозданием
мудрости, утерянной в глубине веков.
|
|
Часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой, ритмом, содержанием.
|
|
Событие или ряд событий, изображённых в произведении в определённой последовательности, составляющие содержание художественного произведения.
|
|
То, что положено в основу литературного произведения, главный предмет повествования.
|
|
Драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые конфликты, чаще всего завершающиеся гибелью героев. Эта борьба обнаруживает возвышенность стремлений и силу характеров действующих лиц.
|
|
Разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел создаёт нереальный, вымышленный мир, причудливые образы и явления.
|
|
Устные произведения искусства слова.
|
|
(от латинского futurum - будущее), авангардистские художественные движения 10-х - начала 20-х гг. 20 в. в Италии и России. В России термин "Ф." вскоре стал также обозначением всего фронта "левого" искусства, синонимом авангардизма вообще.
Подобно др. течениям авангардизма, Ф. явился субъективно-анархической реакцией на кризис буржуазной культуры (в т. ч. и на декадентство), крах либерально этических иллюзий 19 в. и выразил стихийно-эмоциональное предощущение социального и культурного разлома, наступления новой исторической эпохи с сё лавинным научно-техническим прогрессом, нарастающим утилитаризмом мышления, "омассовлением" культуры.
|
|
Эпизоды, предшествующие завязке, возникновению основного конфликта; обрисовка положения действующих лиц до начала действия.
|
|
Яркое изречение, помещаемое автором перед произведением или частью его с целью помочь читателю глубже понять содержание и смысл текста.
|
|
Веселая, добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо.
|