Главная О предмете Программа Теория Практика Электронный учебник Блок контроль Литература

 

Пояснительная записка

Примерный тематический план учебной дисциплины

Примерное содержание учебной дисциплины

Примерное содержание учебной дисциплины

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ

Современный русский литературный язык как предмет научного изучения.
Образование русского языка. Основные этапы и пути развития.
Русский язык как система. Язык и мышление. Язык и речь. Сущность языка. Речь как деятельность, виды речевой деятельности. Речь внутренняя и внешняя, устная и письменная, их основные различия. Монологическая и диалогическая речь. Механизмы речи.
Язык и общество. Функции языка. Язык и культура. Культура языка.
Место русского языка среди славянских языков и других языков мира.
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский литературный язык, его состав и специфика. Языковая норма. Характеристика основных норм литературного языка (грам., лексич., орфоэпич.). Нелитературные разновидности русского национального языка (диалект, просторечие, жаргон).
Функциональные стили литературного языка. Коммуникативные качества речи (правиль-ность, стилистическая целесообразность, выразительность).

Практическое занятие 1. Языковая норма. Основные нормы литературного языка.

ФОНЕТИКА

Фонетика как учение о звуковом строе языка. Методы изучения фонетики.
Характеристика фонетических единиц: фраза, речевой такт (синтагма), фонетическое слово, слог, звук. Сегментные и суперсегментные единицы, принципы их разграничения.
Звуки речи. Аспекты изучения звуков речи: артикуляционный, акустический, функциональный. Акустические свойства звуков речи. Артикуляционная классификация звуков. Речевой аппарат. Изменения звуков в потоке речи: комбинаторные и позиционные. Комбинаторные изменения звуков. Аккомодация, ассимиляция и ее виды, диссимиляция и ее виды, диэреза и др. Позиционные изменения звуков. Исторические чередования звуков. Фонетическая транскрипция, ее принципы.
Слог, теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Структура и типы слогов. Слогораздел. Принципы слогораздела. Правила переноса слов.
Суперсегментные единицы. Фонетическая природа ударения. Место ударения в слове. Функции ударения, виды ударения. Характеристика русского ударения. Клитики. Интонация. Функции интонации. Интонационная оформленность текста. Интонационное богатство как одна из составляющих речевой культуры будущего учителя.
Фонология. Понятие фонемы. Позиция. Позиционные чередования. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Архифонема. Гиперфонема. Система фонем. Фонологические школы.
Фонетические чередования звуков русского языка. Чередования гласных звуков. Чередования согласных звуков.
Фонологическая система русского литературного языка. Состав гласных и согласных фонем.
Орфоэпия.
Предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. Тенденции в развитии современных орфоэпических норм. Основные правила произношения гласных звуков. Основные правила произношения согласных звуков и их сочетаний. Особенности произношения отдельных грамматических форм. Особенности произношения заимствованных слов. Отступления от литературного произношения и их причины. Справочники по орфоэпии.

Практическое занятие 1. Фонетическая транскрипция, ее принципы.

Практическое занятие 2. Фонетический анализ слова.

Практическое занятие 3. Контрольная работа.

ГРАФИКА

Графика. Происхождение и основные этапы развития русской графики.
Кириллица. Гражданский алфавит (шрифт), введенный Петром I. Древнерусские письменные памятники. Современная русская графика. Средства русской графики.
Буква и графема. Алфавит. Соотношение звуковой и графической системы современного русского языка. Принципы русской графики. Понятие графического и каллиграфического навыка письма.

ОРФОГРАФИЯ

История развития русской орфографии. Основные понятия современной русской орфографии: орфограмма, орфографическое правило, орфографический принцип.
Орфограмма и ее типы.
Принципы русской орфографии: фонематический (морфологический), фонетический, традиционный (исторический).

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ.

Понятие о лексике и лексикологии.
Лексикология, предмет и задачи изучения. Основные разделы лексикологии. Системные связи лексикологии с другими разделами науки о языке (словообразованием, морфологией, синтаксисом). Слово как основная номинативная единица языка. Проблема определения слова в современной лингвистике
Значение слова. Лексическое значение слова и понятия. Лексическое и грамматическое значение слова. Типы лексических значений слов: прямые и переносные; свободные и несвободные (фразеологически связанные, синтаксически и конструктивно обусловленные). Разновидности дефиниций в толковых словарях и их соотнесенность с типами лексических значений слова.
Слова однозначные и многозначные. Понятие полисемии. Прямое и переносное значение слова. Виды переноса значения: метафоры, метонимия, синекдоха.
Омонимия. Пути возникновения омонимов. Разграничение полисемии и омонимии. Типы омонимов: лексические омонимы, омофоны, омоформы, омографы. Словари омонимов.
Паронимия. Семантические особенности и функции паронимов. Паронимия и парономазия. Стилистические ошибки в употреблении паронимов. Словари паронимов.Синонимия как выражение смысловой эквивалентности в русском языке. Пути возникновения синонимов. Синонимический ряд и доминанта. Типы синонимов. Семантические и стилистические функции синонимов. Эвфемизмы. Словари синонимов.
Антонимия в русском языке как выражение смысловой противоположности. Антонимы. Типы антонимов. Стилистические фигуры, основанные на явлении антонимии: антитеза, оксюморон. Вопрос о конверсивах. Словари антонимов.
Ономастика. Антропонимика. Топонимика.
Лексика с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Причины, условия и пути лексического заимствования. Старославянизмы и их признаки. Лексические заимствования из других языков. Освоение заимствованной лексики русским языком. Кальки, их типы.
Лексика активного и пассивного запаса. Активная лексика, ее группы и использование. Пассивная лексика. Устаревшие слова: архаизмы, историзмы. Виды архаизмов. Неологизмы языковые и индивидуальные, их разновидности. Словари новых слов. Словари устаревших слов.
Сферы употребления лексики. Общеупотребительная (общенародная) лексика. Лексика русского языка территориально и социально ограниченная. Диалектная лексика. Понятие диалектизма. Виды диалектизмов. Специальная профессионально-терминологическая лексика. Терминология. Специфика термина. Понятие терминосистемы. Термины общепонятные и узкоспециальные. Профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистическая дифференциация лексики. Лексика стилистически нейтральная и стилистически окрашенная. Экспрессивно-оценочная лексика и ее виды. Функционально-стилевая характеристика русской лексики. Нейтральная лексика. Официально-деловая, научная и публицистическая лексика. Просторечная лексика. Вульгаризмы.
Исторические изменения словарного состава языка. Этимология. Развитие словарного состава русского языка в советскую эпоху.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Предмет фразеологии. Понятие фразеологизма. Типы фразеологизмов по степени семантической спаянности их компонентов. Соотнесенность фразеологизмов с другими структурными единицами языка: фразеологизм и слово, фразеологизм и словосочетание, фразеологизм и предложение. Стилистическая дифференция фразеологизмов. Многозначность, синонимичность, антонимичность, омонимичность фразеологизмов. Истоки возникновения и происхождения фразеологизмов русского языка. Пословицы, поговорки, крылатые слова, фразеологические выражения, речевые штампы.
Формирование лексико-фразеологического фонда в речи детей младшего школьного возраста. Значение работы над смысловой стороной и структурной устойчивых оборотов для речевого и интеллектуального развития детей.

ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Русская лексикография, ее исторические истоки и тенденции развития. Словарь как один из источников изучения русской лексики. Словари и их типы: энциклопедические и лингвистические словари.
Фразеография. Характер и типы словарей.
Структура словарной статьи в словарях разных типов. Роль словаря в формировании культуры речи.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Словообразование как раздел науки о языке. Предмет и задачи раздела. Связь словообразования с лексикой и грамматикой.
Морфемика как раздел языкознания, изучающий структуру слова.
Понятие морфа и морфемы. Алломорф.
Морфемный состав слов в русском языке. Классификация морфем.
Словообразование синхронное и историческое.
Основные понятия синхронного словообразования: словообразовательная основа, словообразовательное значение, словообразовательная база, словообразовательный формант, словообразовательная категория, словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательный тип, словообразовательное гнездо
Понятие производности. Основа слова. Непроизводные и производные, свободные и связанные основы. Основы производные и производящие, их морфемный состав и структура.
Морфонология. Понятие субморфа. Понятие морфонемы. Морфонологические изменения в структуре слова, исторические изменения в морфемном составе слова. Морфонологические явления морфемного шва.
Способы современного русского словообразования. Морфологические и неморфологические, аффиксальные и безаффиксные способы словообразования.
Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слова.
Особенности становления словообразования и словотворчества в младшем школьном возрасте

Практическое занятие 1. Морфемика. Морфемный состав слова.

Практическое занятие 2. Морфемный и словообразовательный анализ слова.

Практическое занятие 3. Контрольная работа

МОРФОЛОГИЯ

Предмет и задачи грамматики. Основные единицы грамматического строя языка: морфема и словоформа, словосочетание и предложение. Грамматическое значение, способы и средства его выражения. Грамматическая форма и грамматическая категория. Грамматика научная и школьная.
Морфология как раздел грамматики, ее предмет и задачи. Связь морфологии с лексикой, словообразованием, синтаксисом, фонетикой.
Части речи как лексико-грамматические классы слов. Принципы выделения частей речи; учение о частях речи в русской грамматической науке.
Система частей речи современного русского языка в вузовском и школьном курсе.
Имя существительное как часть речи, его категориальное значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении.
Лексико-грамматические разряды имен существительных: нарицательные и собственные, конкретные и абстрактные, собирательные, вещественные, единичные.
Морфологические категории имён существительных.
Категория одушевленности-неодушевленности имён существительных. Грамматический характер этой категории, средства выражения. Связь категории одушевленности-неодушевленности с категорией рода.
Категория рода имён существительных. Классификация существительных по роду. Способы выражения рода. Распределение по родам аббревиатур и заимствованных несклоняемых существи­тельных. Экспрессивное употребление рода существительных. Пополнение родовых групп существительных новыми словами. Родовые различия личных имён существительных. Стилистические различия в коррелятивных парах существительных мужского и женского рода. Развитие конструкций с синтаксическим способом выражения рода.
Категория числа имён существительных. Способы выражения значения числа. Классификация существительных по числу: существительные, образующие коррелят по числу; группа сущест­вительных, имеющих форму только одного числа. Экспрессивное употребление форм числа. Изменения в соотношении маркированности форм единственного и множественного числа; форма множественного числа у вещественных и отвлечённых существитель­ных как средство выражения новых оттенков значения.
Категория падежа имён существительных. Система падежей в русском языке. Основные значения падежей. Роль предлогов в выражении падежных значений. Категория падежа у несклоняемых существительных. Школьные традиции в изучении падежей.
Склонение имен существительных. История формирования типов склонения. Древнерусская основа существительных и типы склонения. Судьба древнерусской системы склонения имен существительных. Современная классификация имен существительных по типам склонения: существительные субстантивного склонения (I, II, III склонения), существительные адъективного склонения, существительные смешанного склонения. Разносклоняемые существительные. Вопрос о нулевом склонении. Существительные с неполной парадигмой. Школьная традиция в выделении типов склонения.
Словообразование имён существительных.
Имя прилагательное как часть речи, его категориальное значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Качественно-относительные и относительно-притяжательные прилагательные как переходные явления.
Полные и краткие формы качественных имён прилагательных, история их образования. Усеченная форма прилагательных.
Степени сравнения качественных имён прилагательных: сравнительная и превосходная. Их семантика и способы образования.
Склонение имён прилагательных. Типы склонения. Несклоняемые прилагательные; их употребление в различных сферах речи.
Словообразование имён прилагательных.
Имя числительное как часть речи, его категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства. История категориального оформления счетных слов.
Лексико-грамматические разряды числительных по значению: количественные как основной разряд числительных, собирательные, дробные. Вопрос о порядковых словах: порядковые числительные или относительные прилагательные
Вопрос о количественно-неопределенных словах много, мало, немного, немало, столько, сколько, несколько: числительные, наречия или местоимения
Структурные типы числительных: простые, составные и сложные. Морфемный состав числительных.
Склонение имен числительных.
Морфологические особенности лексем один, два, оба, полтора, тысяча, миллион, миллиард.
Местоимение как часть речи, его категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства
Местоимение как часть речи; его признаки. Разряды местоимений по их значению, их употребление в речи.
Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи.Склонение местоимений различных разрядов.
Словообразование местоимений.
Глагол как часть речи, его категориальное значение и грамматические признаки. Система форм глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Грамматические свойства инфинитива, его формальные показатели и синтаксические функции.
Понятие о глагольной основе. Две формообразующие основы глагола. Классы глаголов. Продуктивные и непродуктивные классы. Влияние глаголов продуктивных классов на образование форм глаголов непродуктивных классов; функционирование вариантных форм в различных сферах речи.
Категория вида глагола. Вопрос о семантическом содержании категории вида. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. Перфективация. Имперфективация. Префиксация, суффиксация и супплетивизм как основные формы выражения видового противопоставления. Одновидовые и двувидовые глаголы.
Способы глагольного действия, их связь с категорией вида. Основные количественные и временные способы действия; их значение, образование. Стилистическая дифференциация глаголов этих способов действия.
Глаголы переходные и непереходные.
Возвратные глаголы.
Категория залога глагола. Образование и значение залоговых форм
Категория наклонения глагола. Система наклонений, значения и образование форм наклонений. Употребление форм одного наклонения в значении другого.
Категория времени глагола. Связь категории времени с категориями вида и наклонения. Система времен. Значения и образование форм времени. Употребление форм одного времени в значении другого.
Категория лица глагола. Связь категории лица с категориями наклонения и времени. Система личных форм. Значения и образование форм лица. Употребление форм одного лица в значении другого.
Спряжение глаголов. Типы спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Способы определения спряжения.
Категория числа и рода. Связь категорий числа и рода с категориями лица и времени.
Словообразование глагола.
Причастие.
Вопрос о месте причастия в современной морфологической системе глагола. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции причастий. Категории вида, переходности, залога и времени у причастий.
Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы причастий. Склонение причастий.
Деепричастие.
Вопрос о месте деепричастия в современной морфологической системе глагола. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции деепричастий. Категории вида, переходности и залога у деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Вопрос об относительном времени у деепричастий.
Школьная традиция в изучении глагола. Глагольные формы в речи младших школьников.
Наречие.
Наречие как часть речи, его значение, морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по значению и образованию.
Слова категории состояния.
Семантические, морфологические и синтаксические признаки СКС. Разряды СКС по значению и образованию. Форма сравнительной степени СКС. Отграничение их от других частей речи. Вопрос о СКС в лингвистической литературе.
Модальные слова как особая часть речи, их значение, морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды модальных слов по значению, структуре и способам образования. Синтаксические функции модальных слов. Семантические связи модальных слов с другими частями речи.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Общая морфологическая характеристика и функции.
Предлог как служебная часть речи. Функции предлогов. Разряды предлогов по значению, структуре и способам образования. Предлоги однозначные и многозначные. Сочетаемость их с падежными формами имени. Стилистическая дифференциация предлогов. Переход полнозначных слов в предлоги.
Союз как служебная часть речи. Функции союзов в речи. Разряды союзов по структуре. Классификация союзов по выражаемым ими отношениям. Стилистическая дифференциация союзов. Отличие союзов от других частей речи.
Частица как служебная часть речи. Структурно-грамматические, семантические и функциональные особенности частиц. Разряды частиц по значению, структуре и способам образования. Частицы-слова и частицы-аффиксы. Словообразующие и формообразующие частицы. Многозначность частиц. Переход знаменательных и незнаменательных слов в частицы.
Усвоение служебных частей речи детьми младшего школьного возраста.
Междометие как особая часть речи. Отличие междометий от знаменательных и служебных частей речи. Функции междометий. Разряды междометий по значению. Разряды междометий по структуре и образованию. Звукоподражательные слова, их функции и употребление. Отличие звукоподражаний от междометий.
Переходные явления в области частей речи. Омонимия частей речи.
Переход слов из одной части речи в другую как один из способов пополнения лексико-грамматических классов слов.
Субстантивация. Адъективация. Прономинализация. Адвербиализация.
Переход слов из знаменательных частей речи в служебные.
Этапы освоения младшими школьниками морфологической системы языка. Формирование грамматических навыков у детей.

Практическое занятие 1.Категории рода, числа и падежа имени существительного.

Практическое занятие 2.Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

Практическое занятие 3.Морфологический анализ именных частей речи.

Практическое занятие 4.Морфологический анализ именных частей речи.

Практическое занятие 5.Категория лица. Спряжение глаголов.

Практическое занятие 6.Морфологический анализ глагола.

Практическое занятие 7. Контрольная работа

СИНТАКСИС

Предмет синтаксиса, его основные понятия.
Предмет и задачи изучения синтаксиса. Связь синтаксиса с фонетикой, лексикой, морфологией. Основные единицы синтаксиса и их характеристика
Синтаксические связи и синтаксические отношения.
Сочинительные и подчинительные связи. Уровни синтаксических связей. Средства выражения синтаксических связей. Виды подчинительной связи на уровне словосочетания и простого предложения. Предикативная и полупредикативная связи. Понятие сильной и слабой, открытой и закрытой, обязательной и факультативной связи. Основные типы синтаксических отношений.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Спорные вопросы теории словосочетания. Различные толкования словосочетаний в современной науке. Строение словосочетаний. Классификация словосочетаний. Свободные и несвободные словосочетания. Простые и сложные словосочетания
Предупреждение и исправление типичных ошибок в синтаксической связи слов в речи младших школьников.
Предложение как многоаспектная единица.
Понятие предложения. Предикативность и формирующие ее категории: модальность, темпоральность, персональность.
Понятие о структурной схеме и парадигме предложения.
Смысловая организация предложения. Объективные и субъективные смыслы в значении предложения. Понятие пропозиции.
Актуальное членение предложения и основные средства его выражения. Тема и рема.
Главные члены предложения.
Главные члены предложения как структурно-семантические компоненты предложения. Формальные признаки главных членов: способ выражения, синтаксическая связь, синтаксическая позиция. Семантические признаки главных членов предложения: логические значения, категориальные значения, коммуникативные значения.
Подлежащее, его значение и способы выражения. Сказуемое, его значение и типы.
Второстепенные члены предложения.
Нераспространенные и распространенные предложения. Понятие второстепенных членов предложения. Присловные и приосновные второстепенные члены предложения. Члены предложения с двойной синтаксической связью (дуплексивы). Принципы выделения второстепенных членов предложения: синтаксическая зависимость, вид подчинительной связи, способ выражения и характер синтаксических отношений. Синкретизм второстепенных членов предложения.
Типы присловных членов предложения. Определение, его виды и способы выражения. Приложение. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения и способы их выражения. Обстоятельство, его виды и способы выражения. Типы простого предложения.
Типы предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные). Предложения утвердительные и отрицательные.
Двусоставные и односоставные. Нечленимые предложения. Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Двусоставные и односоставные. Нечленимые предложения. Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Место односоставных предложений в системе типов простого предложения. Главный член односоставных предложений. Структурные типы: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные; безличные, инфинитивные предложения, номинативные предложения. Генитивные предложения. Вокативные предложения.
Осложнение структуры простого предложения.
Предложения с однородными членами. Структурные и семантические признаки однородных членов предложения. Виды сочинительной связи при однородных членах с соединительными, противительными и разделительными союзами. Обобщающие слова при однородных членах, их синтаксическая функция. Однородные и неоднородные определения. Форма сказуемого при однородных подлежащих.
Предложения с обособленными членами. Полупредикативность как основа обособления. Общие условия обособления. Обособление второстепенных членов предложения. Уточняющие и выделительные члены предложения. Сравнительный оборот.
Предложения с вводными и вставными конструкциями.
Вводные слова, сочетания слов и предложения как средство выражения субъективной модальности. Типы вводных конструкций по функции (модальные, эмоциональные и др.). Вставные конструкции, их отличие от вводных. Формы вставок. Семантика вставных конструкций. Коммуникативная роль вставки (функция ремы). Интонационное и пунктуационное оформление вставки.
Предложения с обращением. Функции обращения и способы его выражения.
Простое предложение в речи младших школьников.
Сложное предложение как многоаспектная единица.
Понятие о сложном предложении. Характеристика компонентов СП. Смысловая организация СП. Полипропозитивность. Коммуникативная и формальная организация СП. Средства связи СП. Сочинение и подчинение в СП. Союзные сложные предложения и их типы.
Сложносочиненные предложения. Виды связей в этих предложениях. Разновидности синтаксических отношений в ССП.
Сложноподчиненные предложения. Структурный состав и характер взаимоотношений между составными частями СПП. Гибкость-негибкость структуры СПП. Классификация СПП: нерасчлененной структуры и расчлененной структуры. Типы расчлененных СПП.
Бессоюзные сложные предложения. Средства связи в БСП: интонация, видо-временные и модальные соотношения форм сказуемых, дополнительные лексические элементы. Классификация БСП: предложения однородного и неоднородного состава. Вопрос о соотношении БСП со ССП и СПП.
Многочленные СПП. СП с разными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Понятие чужой речи. Формы передачи чужой речи. Прямая речь как воспроизведение содержания и формы чужой речи. Способы включения прямой речи в текст. Косвенная речь. Структура предложений с косвенной речью. Перевод прямой речи в косвенную. Диалог. Цитация и ее формы. Несобственно-прямая речь как форма объединения прямой и косвенной речи.
Сложные формы организации монологической речи.
Период как особая форма речи. Абзац как стилистико-композиционная структура. Правила выделения абзацев в тексте монологической речи
Сложное синтаксическое целое и текст.
Понятие ССЦ. Основные типы ССЦ: статические, динамические, смешанные. Основные типы связи в ССЦ: параллельная и цепная. Функциональные типы ССЦ: описательные, повествовательные, рассуждение.
Текст как сложное речевое произведение, имеющее многоуровневую организацию. Система текстообразующих категорий (информативность, членимость, завершенность, модальность и др.). Роль актуального членения в построении текста.
Этапы становления синтаксиса детской речи. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи младших школьников.

ПУНКТУАЦИЯ

Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Их иерархия и взаимодействие
Функции знаков препинания. Отделительные и выделительные знаки. Одиночные и парные знаки. Вариативные знаки.
Факультативные и авторские знаки. Стилистическая роль знаков препинания.

Практическое занятие 1.Синтаксический анализ словосочетания.

Практическое занятие 2.Синтаксический анализ простого предложения.

Практическое занятие 3.Сложное предложение.

Практическое занятие 4.Синтаксический анализ сложного предложения.

Практическое занятие 5.Итоговая контрольная работа.