Главная

Глава III.

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА АНАЛИЗАТОРОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 7. АНАЛИЗАТОРЫ. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Понятие об анализаторах
Строение органа зрения
Восприятие зрительных раздражений
Адаптация
Аккомодация
Близорукость и дальнозоркость
Гигиенические требования к освещению

Понятие об анализаторах. Через органы чувств в соответствующие зоны коры больших полушарий непрерывно поступает информация из окружающей среды. В другие участки коры проводятся импульсы от различных органов самого организма. Для нормальной деятельности организма необходимо, чтобы многочисленные раздражения, действующие на него, точно и тонко различались, анализировались.

Анализ раздражений начинается еще в рецепторах, каждая группа которых чувствительна к раздражениям определенного рода. Так, рецепторы органа зрения в обычных условиях раздражаются светом, рецепторы органа слуха — звуками и т. д.

Возникшие в рецепторах импульсы проводятся по афферентным нейронам в центральную нервную систему и по ее проводящим путям достигают соответствующей зоны коры. При этом осуществляется анализ раздражителей, который достигает исключительной тонкости в корковых зонах.


Видео. Строение глаза. Зрительный анализатор.

И. П. Павлов назвал системы, обеспечивающие анализ раздражителей, анализаторами. Любой анализатор состоит из их отделов — периферического (рецептор), проводникового (нервы и проводящие пути в центральной нервной системе) и коркового (соответствующий участок коры больших полушарий).

Познание окружающего мира осуществляется благодаря деятельности анализаторов и их взаимодействия, которое происходит при возникновении связей между различными участками коры. Если возбуждение определенного участка зоны вызывает в нашем сознании ощущение, то при объединении возбуждений, возникающих в различных участках коры, образуются восприятия, которые отображают совокупность свойств предмета или явления как единого целого.

Так, сорвав с грядки свежий огурец, человек видит его, чувствует характерный его запах, определяет осязанием специфический характер его поверхности, ощущает массу, а откусывая огурец, чувствует его вкус. Но эти ощущения не изолированы одно от другого. Благодаря процессам, совершающимся в коре больших полушарий, человек воспринимает весь предмет в целом.

Строение органа зрения. Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. В глазном яблоке находится периферический отдел зрительного анализатора.

Наружную оболочку глазного яблока называют белочной или склерой. На передней поверхности его она переходит в прозрачную роговицу. За белочной оболочкой следует сосудистая, пронизанная кровеносными сосудами, питающими глаз. На передней поверхности она переходит в радужную оболочку, содержащую пигменты, от которых зависит цвет глаз. Посередине радужной оболочки находится отверстие — зрачок, через который лучи света проникают внутрь глаза.

Внутренняя оболочка глазного яблока называется сетчаткой. Ока имеет сложное слоистое строение, образована нервными клетками и их волокнами. Различают десять слоев сетчатки. К наружному пигментному слою сетчатки подходят палочки и колбочки, которые представляют собой видоизмененные отростки светочувствительных зрительных клеток. От нервных клеток сетчатки отходит зрительный нерв, являющийся началом проводниковой части зрительного анализатора.

Между роговицей, радужной оболочкой и хрусталиком находится пространство, заполненное прозрачной водянистой жидкостью. За зрачком располагается прозрачное уплотненное чечевицеобразное тельце — хрусталик, заключенный в прозрачную сумку, от краев которой отходят упругие волокна. Эти волокна соединяют хрусталик с окаймляющей его ресничной мышцей. Все внутреннее пространство, глаза, находящееся за хрусталиком и радужкой, заполнено студенистым, очень прозрачным стекловидным телом. В верхнебоковом углу глазницы располагается слезная железа, выделяющая слезную жидкость, которая омывает поверхность глазного яблока, препятствует ее подсыханию и переохлаждению. Слеза, увлажнив поверхность глаза, стекает по слезному каналу в полость носа. Веки и ресницы защищают глазное яблоко от попадания внутрь глаза посторонних частиц, брови отводят в сторону пот, стекающий по лбу, что также имеет защитное значение.

Размеры и масса глаза у детей младшего школьного возраста почти такие же, как и у взрослого человека.

Восприятие зрительных раздражений. Световые лучи, являющиеся специфическими раздражителями для зрительных рецепторов, проходят внутри глазного яблока через несколько сред. Это роговица, водянистая жидкость, хрусталик и стекловидное тело. Они в совокупности образуют оптическую систему глаза, преломляющую лучи и собирающую их на сетчатке.

Все среды глаза, за исключением хрусталика, сохраняют постоянную величину преломления лучей. Однако преломляющая сила глаза может увеличиваться и уменьшаться. Происходит это благодаря тому, что хрусталик в силу сокращения или расслабления ресничной мышцы может изменять свою кривизну. При ее увеличении преломление лучей в глазе усиливается, а при уменьшении ослабляется. Поэтому для удобства изучения преломляющей способности глаза часто уделяют внимание только преломлению лучей хрусталиком.

Рассмотрим, как возникает изображение предметов на сетчатке (рис. 13). Лучи, отходящие от верхней точки предмета А, преломляются и собираются в точке сетчатки, а, находящейся ниже главной оптической оси глаза. Лучи, отходящие от нижней точки предмета Б, также преломляются и собираются на сетчатке в точке б, которая лежит выше главной оптической оси глаза. Луч, исходящий из точки В и идущий по главной оптической оси, не преломляется и попадает в точку б, лежащую на сетчатке. В результате на ней возникает обратное уменьшенное и действительное изображение видимого предмета.


Рис. 13. Как фокусируется глаз. Световые лучи, идущие от объекта, на который мы смотрим, сначала преломляется роговицей и попадают на хрусталик. в отличие от изгиба роговицы, изгиб хрусталика непостоянен. Это может быть причиной того, что изображения объектов, находящихся на разном расстоянии, будут сходиться на сетчатке. Как бы то ни было, точность оптической системы делает ее особенно уязвимой: даже самый легкий дефект формы глазного яблока или кривизны роговицы ведет к дисбалансу, который хрусталик не всегда может компенсировать. В этих случаях изображение фокусируется не на сетчатке, а "за" или "перед" ней.


Те светочувствительные клетки, которые расположены в области этого изображения, раздражаются. Как же это происходит? В палочках находится особое вещество — зрительный пурпур. Под действием света зрительный пурпур распадается и в палочках возникает возбуждение. В последнее время выяснено, что и в колбочках также имеются вещества, химически изменяющиеся под действием света.

Наряду с химическими изменениями в зрительных рецепторах происходит и физическое, в частности возникновение токов действия.

Палочки — это наиболее чувствительные к свету зрительные рецепторы. Они раздражаются даже слабым сумеречным светом, но не воспринимают окраски предметов. Вот почему ночью, когда люди видят только с помощью палочек, они не в состоянии различать цвета. Колбочки значительно менее чувствительны к свету, чем палочки. С их помощью осуществляется дневное зрение. Колбочки — это рецепторы, воспринимающие не только свет, но и цвет. Скопление колбочек находится на сетчатке прямо напротив зрачка. Когда изображение предмета возникает на этом месте, мы видим предмет ясно. Данный участок сетчатки называют желтым пятном. На месте выхода волокон зрительного нерва из сетчатки зрительных рецепторов нет. Поэтому лучи, падающие на этот участок сетчатки, называемый слепым пятном, вообще не вызывают зрительных раздражений.

От сетчатки возбуждения проводятся по волокнам зрительного нерва и проводящим путям головного мозга в четверохолмие и в зрительные бугры и от них в зрительную зону коры больших полушарий. Здесь осуществляется окончательный анализ зрительных раздражений.

Способность школьников к различению цветов увеличивается с возрастом.

Адаптация. Приспособление глаза к видению при различной освещенности называют адаптацией. Если вечером в комнате погасить свет, то первое время человек совершенно не различает окружающих предметов. Но уже через 1 — 2 мин он начинает улавливать их контуры, а еще через несколько минут видит предметы с достаточной ясностью. Происходит это благодаря изменению чувствительности сетчатки в темноте. Пребывание в темноте в течение 1 ч повышает чувствительность глаза почти в 200 раз. Однако особенно быстрое возрастание чувствительности происходит в первые минуты.

Это явление объясняется тем, что при ярком свете зрительный пурпур, содержащийся в палочках, разрушается полностью. В темноте он быстро восстанавливается и палочки, обладающие большой чувствительностью к свету, начинают выполнять свои функции, в то время как колбочки, малочувствительные к свету, оказываются неспособными к восприятию зрительных раздражений. Вот почему человек в темноте не различает цвета.

Но если в темном помещении включить свет, человек оказывается как бы ослепленным. Он с трудом различает окружающие предметы, хотя через 1—2 мин. его глаза начинают видеть нормально. Это объясняется тем, что зрительный пурпур в палочках разрушился, чувствительность к свету резко понизилась и зрительные раздражения теперь воспринимаются только колбочками.

Аккомодация. Приспособление глаза к видению предметов на различных расстояниях называют аккомодацией. Чтобы предмет был хорошо виден, лучи, исходящие от него, должны собираться на сетчатке. Это достигается изменениями кривизны хрусталика, которые осуществляются рефлекторно при рассматривании предметов, находящихся на разном расстоянии от глаза. Когда мы смотрим на близкие предметы, кривизна хрусталика увеличивается. Преломление лучей в глазе становится большим, вследствие чего изображение возникает на сетчатке. Когда мы смотрим вдаль, хрусталик уплощается.

С возрастом, хрусталик становится менее эластичным. Способность к аккомодации начинает снижаться уже с десятилетнего возраста, однако на зрении это начинает сказываться лишь в пожилом возрасте (старческая дальнозоркость).

Близорукость и дальнозоркость. У близоруких людей изображение предметов возникает не на сетчатке, а впереди нее, поэтому оно расплывчато, неясно. Это происходит потому, что глазное яблоко удлинено (рис. 15). Вследствие этого близорукие люди могут отчетливо видеть лишь те предметы, которые расположены близко к глазам. Для коррекции близорукости пользуются очками с двояковогнутой линзой. Близорукость может быть и приобретенной вследствие ослабления ресничной мышцы, ведущего к увеличению кривизны хрусталика.


Рис. 15. Близорукость и дальнозоркость.

У дальнозорких людей глазное яблоко укорочено, вследствие чего изображение предмета возникает за сетчаткой что также ведет к неясному видению (рис. 15). Дальнозоркие люди носят очки с двояковыпуклыми линзами.

Наиболее распространенная форма нарушения зрения у детей школьного возраста — увеличение близорукости — прогрессирует от первого к старшим классам. Выяснено, что среди первоклассников количество близоруких детей колеблется от 2 до 5%, а в седьмом классе достигает 16%.

Основные меры предупреждения близорукости школьников — это подбор столов соответственно росту, позволяющий сохранять расстояние между глазом и книгой или тетрадью, равное примерно 35 см, и достаточная освещенность рабочих мест. Учителю начальных классов следует помнить, что необходимо избегать длительного напряжения глаз детей при чтении или письме, предлагая им время от времени смотреть вдаль, например на настенные таблицы, классную доску. Очень важно также следить за тем, чтобы дети, у которых при врачебном осмотре выявлена близорукость или дальнозоркость, пользовались прописанными им очками.

Гигиенические требования к освещению. Недостаточное или избыточное освещение классных помещений не только вредит зрению учащихся, но и снижает их работоспособность. Вредны также прямые солнечные лучи, уменьшающие зрительные функции и отражающиеся на эффективности уроков. Напряжение зрения при недостаточном освещении способствует развитию близорукости у детей и вместе с тем вызывает торможение в центральной нервной системе, что также отражается на восприятии учащимися учебного материала.

Наиболее благоприятен для зрения и для концентрации внимания учащихся рассеянный свет. Поэтому источник искусственного освещения должен быть снабжен специальной светорассеивающей арматурой. Для люминесцентных ламп — это металлические пластины, окрашенные в белый цвет, а для ламп накаливания — плафоны из молочного стекла или кольцевые металлические светильники.

Большую роль в освещенности классных помещений играет окраска стен, столов учащихся и классной доски. Для стен лучше всего выбирать светло-желтые тона, отражающие примерно 60% падающего на них света. Столы учащихся целесообразнее всего окрашивать светло-зеленым цветом, а классные доски — темно-зеленым. Такие доски поглощают значительную часть падающего на них света, контрастно выделяя записи и рисунки, сделанные мелом.

В начало страницы