Глава V.
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
§ 18. ГИГИЕНА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
|
Причины нарушения осанки у детей
Плоскостопие
Гигиенические требования к трудовому воспитанию учащихся начальных классов
Причины нарушения осанки у детей.
У детей младшего школьного возраста продолжается процесс окостенения
скелета и постепенного укрепления мышечно-связочного аппарата. Вся
опорно-двигательная система ребенка в этот период интенсивно
приспосабливается к новым нагрузкам, новым условиям. Детям
приходится учиться правильно держать карандаш, ручку, подолгу сидеть
за партой в школе, за рабочим столом дома. Образ жизни ребенка, его
привычки накладывают отпечаток на форму позвоночника, формируют
осанку. Под влиянием неблагоприятных воздействий у детей
относительно легко возникают различные искривления позвоночника.
Тяжесть подобных заболеваний особенно ярко проявляется у младших
школьников и у подростков, причем чаще у девочек, чем у мальчиков.
Это объясняется большей подвижностью мальчиков, которая способствует
сохранению правильной осанки и устранению возникающих искривлений.
Осанка — это привычная поза при сидении, стоянии,
ходьбе. Правильной считается осанка, при которой все изгибы
позвоночника равномерно и умеренно выражены, голова расположена
прямо, плечи, лопатки и гребни подвздошных костей находятся на одной
линии. Осанка вырабатывается в процессе роста, физического
развития и воспитания у детей навыков сохранения правильной позы.
Хорошая осанка ребенка — эта собранность и подтянутость без
напряжения. Манера правильно держаться важна не только с
эстетической стороны. Неправильная осанка оказывает
отрицательное влияние на здоровье ребенка: у него нарушаются
кровообращение, дыхание, пищеварение. Сутулая спина, запавшая грудь
не дают возможности легким функционировать нормально. Их жизненная
емкость (см. с. 127) ниже нормальной. Недостаток кислорода влечет за
собой нарушение окислительных процессов, что ведет, в свою очередь,
к понижению Сопротивляемости организма неблагоприятным влияниям
внешней среды.
Одно из самых тяжелых нарушений
осанки — сколиоз. Он связан не только с деформацией скелета,
но и с нарушениями в правильности развития мышц. При сколиозе
смещаются сердце, легкие, печень.
К особенно часто встречающимся
нарушениям осанки и деформациям позвоночника относятся вялая
осанка, плоская спина, сутулая спина,
Вялая осанка характеризуется
резко выраженными шейными и грудными изгибами позвоночника. Голова у
детей опущена, плечи сдвинуты вперед. Грудная клетка запавшая,
лопатки отстают от спины, живот выступает вперед, нога в коленных
суставах слегка согнуты.
Плоская спина выражается в
уменьшении всех изгибов позвоночника. Плечи опущены вниз и слегка
выдаются вперед, живот выпячен (особенно в нижней части).
При сутулой спине особенно
сильно развит грудной изгиб позвоночника. Плечи сильно свисают
вперед, уменьшена поясничная кривизна, сильно выпячен живот.
Все перечисленные нарушения
осанки объясняются слабостью мышечно-связочного аппарата, нарушением
гармония мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении.
Школьники с подобными деформациями осанки быстро утомляются. Они
беспокойны на уроках, у них часто возникает потребность сменять одно
положение туловища другим.
Причинами возникновения
дефектов осанки, сколиозов могут быть недостаточное развитие
мускулатуры; неравномерность развития мышц, удерживающих позвоночник
в правильном положении; перенесение некоторых болезней, таких, как
рахит, при котором довольно часто деформируется грудная клетка;
неправильный режим жизни ребенка; не соответствующая росту и
пропорциям тела мебель; недостаточная освещенность рабочего места
(неправильная поза); неудобная одежда (сдавливающие грудную клетку
лифчики, тугие или слабые пояса).
Дети, у которых выявлены
дефекты осанки, должны находиться под особым наблюдением. Необходимо
постоянно следить за правильностью их позы во время занятий в школе
и дома. Их следует сажать за парты среднего ряда, они должны носить
учебные принадлежности не в портфелях, а в ранцах. На уроках
физкультуры детей с нарушением осанки не выделяют в специальную
группу, но дополнительно с ними проводят корригирующую
гимнастику.
Корригирующие гимнастические
упражнения — это система физических упражнений, укрепляющих
определенные группы мышц и способствующих правильному развитию всего
организма. Методика проведения корригирующих упражнений должна
соответствовать возрастным особенностям организма детей младшего
школьного возраста. Очень важен индивидуальный подход к каждому
ребенку.
Корригирующие гимнастические
упражнения включают упражнения для укрепления мышц, для улучшения
координации движений, для исправления дефектов осанки, для
закрепления правильной осанки.
Плоскостопие. В связи с
прямохождением стопа человека приобрела своеобразную конфигурацию.
Она имеет два свода — продольный и поперечный. Продольный свод
опирается на пяточную кость и кости плюсны. Поперечный свод играет
роль рессоры. В результате походка человека пружинистая, эластичная.
Оба свода укреплены связками и мышцами. При ослаблении этих мышц
тяжесть тела ложится на связки, своды придавливаются, и стопа
становится плоской. При плоскостопии наблюдается быстрая
утомляемость при ходьбе и физической работе. Нередко ребенок
испытывает общее недомогание и другие неприятные ощущения.
Причины плоскостопия различны.
Оно может быть вызвано врожденной слабостью мышечного аппарата,
недостаточным общим физическим развитием, рахитом, излишней
тучностью ребенка, неправильно подобранной обувью. Нельзя разрешать
девочкам носить обувь на высоком каблуке, так как при этом центр
тяжести переносится вперед, вследствие чего мышцы и связки стопы
перенапрягаются. Детям вредно носить обувь «на вырост». Для
предупреждения дальнейшего развития плоскостопия рекомендуются
стельки-супинаторы и укрепление мышечного аппарата ног с помощью
гимнастики и массажа. Рекомендуется ходьба на носках, ходьба с
опорой на наружный край стопы, упражнения на захват пальцами ног
плоских предметов (карандаша, палочки) на захват стопами мяча.
Гигиенические требования к
трудовому воспитанию учащихся начальных классов. Помимо
корригирующих гимнастических упражнений, очень важно, чтобы дети
занимались посильным физическим трудом. Работа, выполняемая детьми,
может быть многообразной динамической, однообразной динамической и
статической.
В многообразной динамической
работе участвуют многие группы мышц, что вызывает полезные
физиологические сдвиги в работе внутренних органов (усиливается
обмен веществ, учащаются и усиливаются деятельность сердца и
дыхательные движения).
В однообразной динамической
работе участвует небольшое количество мышц. Она обычно сочетается со
статическими усилиями, что приводит к быстрому снижению
работоспособности. Статическая работа противопоказана детям младшего
школьного возраста.
В школе труд является учебным
предметом. В расписании ему должно быть отведено не более 45 мин в
день. Сдваивать уроки труда нельзя во избежание перегрузки детей.
Правильно построенный урок предусматривает чередование различных
видов деятельности. Учащиеся младших классов на уроках труда могут
заниматься лепкой, вырезанием фигур из картона, работой с тканью,
наклеиванием, обработкой древесины. Работоспособность их при этом
зависит во многом от условий, в которых совершается процесс труда
(освещенности, воздушно-теплового режима, рабочей позы).
Благоприятным условием для труда является освещенность рабочих мест
люминесцентными лампами, которые дают рассеянный свет, по
интенсивности приближающийся к дневному. Яркий блеск при любой
работе не должен слепить ребенка.
Анатомо-физиологические
оголенности ребенка младшего школьного возраста требуют особого
внимания учителя к рабочей позе детей. Урок надо строить так, чтобы
статические элементы работы у ребенка не были преобладающими.
Школьные принадлежности должны располагаться удобно, под рукой,
чтобы не приходилось часто и низко наклоняться. Мебель следует
подбирать соответственно росту и пропорциям тела ученика.
Работа в неудобной позе очень
быстро вызывает утомление, особенно если по ходу ее ребенку
приходится подолгу оставаться в согнутом или полусогнутом положении.
Время от времени школьникам следует изменять позу, проводить
3—5-минутные разминки.
В начало страницы
|