Глава XIV.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДЕ, ОКРУЖАЮЩЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
|
§ 49. МИКРОКЛИМАТ ШКОЛЫ
|
Что такое микроклимат
Естественная и искусственная вентиляция
Гигиенические требования к тепловому режиму школы
Что такое микроклимат.
Искусственно создаваемый в жилище климат называют микроклиматом. Он
защищает организм человека от резких, неблагоприятных воздействий
внешней среды. Воздух закрытых помещений имеет определенные
физические свойства и химический состав. Если в открытых условиях в
воздухе содержится 20,94% кислорода, 0,03% углекислого газа, 79,03%
азота, то в закрытых помещениях во время пребывания в них детей в
воздухе повышается содержание углекислого газа, водяных паров,
дурнопахнущих веществ, выделяемых кожей и кишечником и т. д. В
помещении, где много детей, резко повышается температура воздуха —
на 2,5—3,5°С, а при отсутствии вентиляции — на 4—6°С, что затрудняет
отдачу тепла кожей, повышает запыленность и бактериальную
загрязненность комнаты. Количество колоний микроорганизмов в 1 м3
воздуха к концу занятий второй смены увеличивается в 6—7 раз.
Чтобы дети были обеспечены
необходимым количеством воздуха, на каждого ребенка требуется до 5 м3
чистого воздуха. Приток чистого воздуха в помещение достигается
путем естественной и искусственной вентиляции.
Естественная и искусственная вентиляция.
Естественная вентиляция — проникновение наружного воздуха в
помещение через поры строительного материала, щели дверных и оконных
проемов. Естественная вентиляция осуществляется путем проветривания
помещений через форточки и фрамуги, проем которых должен составлять
1/50 площади пола. В климатических поясах, где
зимы достаточно теплые, фрамуги можно держать постоянно открытыми.
Во время перемен в классных комнатах следует открывать все фрамуги и
окна, устраивая сквозное проветривание, которое является самым
эффективным способом смены воздуха в помещении. Дети во время
сквозного проветривания не должны находиться в классе. Во время
уроков окна в классе закрывают, а в рекреационных помещениях
открывают. Свежий воздух из рекреаций поступает в классные комнаты.
Искусственная вентиляция
заключается в смене воздуха с помощью различных вентиляционных
устройств.
В химических лабораториях,
кухне, туалетах устанавливают вытяжную вентиляцию.
Гигиенические
требования к тепловому режиму школы. Температура внешней
среды оказывает влияние на механизмы терморегуляции организма.
Показатели комфортных тепловых условий окружающей среды зависят от
возраста детей, характера их деятельности, состояния здоровья. Для
новорожденного показателем теплового комфорта является температура
,+ 23... + 26°С, для детей 2—3 лет — +19... + 20°С, для младших
школьников — + 18... + 20°С. От вида деятельности человека зависит
уровень теплообразования и теплоотдачи в организме. Например, при
чтении выделяется меньшее количество тепла, чем при занятиях,
сопровождающихся физической нагрузкой .(физкультура, работа в
мастерских). Поэтому в школьных мастерских, физкультурном зале
температура воздуха должна поддерживаться в пределах + 14... + 16°С.
Чем выше влажность воздуха, тем
труднее протекает процесс теплоотдачи. Наиболее благоприятным для
человека является воздух с влажностью 40—60%.
Для поддержания теплового
режима применяют различные виды отопления — центральное и местное.
Центральное отопление бывает
водяным, конвективным, лучистым и панельным. Местное отопление —
топка печей — в наши дни встречается редко.
В начало страницы
|