Глава IV.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
§ 13. СОН, СНОВИДЕНИЯ И ГИПНОЗ
|
Развитие учения о высшей нервной деятельности
Значение сна
Теории сна
Сновидения
Нарушение сна
Гигиена сна
Гипноз
Развитие учения о высшей нервной деятельности. В отличие от низшей нервной деятельности, в процессе которой осуществляется согласование функций систем, органов и тканей, высшая нервная деятельность обеспечивает точное и совершенное приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды и определяет поведение человека.
Значение сна. В природе
все совершается ритмично: времена года сменяют друг друга в
определенной последовательности, ритмично сокращается сердце,
бодрствование сменяется сном и т. д. Взрослый человек спит 7—8 ч в
сутки. Это треть его жизни, но без сна само существование
высокоорганизованных животных и человека невозможно. К концу дня у
человека развивается утомление, но после сна он вновь бодр, полон
сил, готов к выполнению повседневной работы.
Лишение экспериментальных
животных сна в течение длительного времени приводит к их смерти.
Так, в результате опытов, проведенных академиком И. Р. Тархановым
над собаками, было установлено, что они после 25 суток голодания
полностью поправлялись, а после 5—10 суток лишения сна погибали. При
вскрытии этих животных обнаруживалась гибель нервных клеток. Отсюда
следует вывод, что сон предохраняет нервные клетки от гибели.
Последующие опыты показали, что даже незначительное нарушение в
механизме сна ведет к переутомлению, отсюда второй вывод: сон
предохраняет нервную систему от перенапряжения. Во время сна
организм отдыхает, мышцы расслабляются, дыхание замедляется,
становится более ровным и глубоким, ритм сердечных сокращений
замедляется, снижается кровяное давление уменьшается
выделение пота и т.д.
Теории сна. Существуют
различные теории, объясняющие наступление сна. Французские ученые
Лежандр и Пьеррон поставили следующий опыт. Одной группе собак не
давали спать продолжительное время. Когда они находились в крайней
стадии утомления от бессонницы, у них брали кровь, вводили ее только
что выспавшимся собакам и последние вновь впадали в глубокий сон. На
основании опытов ученые пришли к выводу, что в крови собак при
бессоннице накапливаются ядовитые вещества — продукты
жизнедеятельности клеток. Отравляя организм, эти вещества вызывают
сонное состояние. Такие яды выводятся из организма во время сна. Но
данная теория совсем не объясняет продолжительного отсутствия сна во
время сильных волнений, увлекательной работы и пр., хотя продукты
жизнедеятельности, по теории указанных ученых, накапливаются к концу
дня.
То, что нормальный сон не
является результатом накопления в организме продуктов распада, было
доказано учеными. В одном из родильных домов Москвы появились на
свет две сросшиеся девочки. Они имели две головы, две пары рук, но
туловище было общим — с одной парой ног. По существу это был один
организм с общим кровообращением. В результате наблюдений над этими
и другими подобными близнецами было установлено, что сон в обеих
частях организма наступал не одновременно. Когда спала одна головка,
другая могла бодрствовать. Стало быть, причина возникновения сна не
в самоотравлении организма, а в чем-то другом.
Согласно концепции И. П.
Павлова, сон — это внутреннее торможение коры. Торможение широко
распространяется по коре головного мозга в нижерасположенные отделы.
Причины возникновения сна могут быть различными. Таково, например,
действие слабых однообразных раздражителей, таких, как шум дождя,
тиканье часов, перестук колес в поезде, покачивание вагона и т. п.
Причиной сна могут быть и определенные условные рефлексы на
установившееся время сна, на подготовку к нему, на горизонтальное
положение тела, на темноту и т. д.
В настоящее время получены
дополнительные данные, объясняющие механизм возникновения сна.
Немаловажная роль здесь принадлежит ретикулярной формации мозга, ее
взаимодействию с корой больших полушарий. Так, развитие торможений в
участках коры больших полушарий, контролирующих и регулирующих
деятельность ретикулярной формации, влечет за собой уменьшение
активности ее восходящих путей, направляющихся в кору головного
мозга. Это тотчас же приводит к уменьшению активности коры в целом,
Таким образом, сон возникает по принципу обратной связи: кора —
ретикулярная формация — кора.
В теорию механизма
возникновения сна внесены и другие дополнения. Ряд ученых
утверждает, что в головном мозге, в его стволовой части, существуют
гипногенные, т. е. порождающие сон, участки. Возбуждение этих
участков подавляет активность восходящих путей ретикулярной
формации, а следовательно, и коры головного мозга — возникает
торможение, сон.
Кроме того, с помощью
электроэнцефалографа ученым удалось установить, что во время сна
некоторые структуры коры головного мозга находятся не в состоянии
торможения, а, наоборот, оказываются возбужденными, причем часто
больше, чем при бодрствовании. Следовательно, во время сна
наблюдается не полная заторможенность коры, как считали недавно, а
лишь изменяется характер ее деятельности.
Итальянский ученый Морруци
считает, что во время сна должны отдыхать только специализированные
синапсы, связанные с процессами обучения и запоминания.
То, что не вся кора головного
мозга во время сна оказывается заторможенной, было показано И. П.
Павловым. Он считал, что некоторые отделы коры продолжают
функционировать. В качестве примера он приводил наличие у спящих
незаторможенных участков. Таковы «сторожевые пункты» коры. Мать,
уснувшая у постели больного ребенка, не просыпается от сильных
шумов, но стоит шелохнуться ребенку, как она тотчас пробуждается.
В настоящее время в связи с
введением понятия об обратной афферентации, можно предполагать, что
сторожевые пункты» — не что иное, как акцептор действия (см. с. 46),
«настроенный» на восприятие определенных раздражений, особо значимых
в данный момент. Как только в «сторожевой пункт» поступает важный
для данного субъекта сигнал, происходит растормаживание участков
коры, подавляющее деятельность гипногенных зон (бугров, подбугровой
области, ретикулярной формации). Последние затормаживаются, в кору
головного мозга мощным потоком устремляются нервные импульсы с
периферии через восходящие пути ретикулярной формации, и человек
просыпается.
Сновидения. Благодаря
наличию бодрствующих участков коры головного мозга часто возникают
сновидения. Научное понимание сновидений развивалось постепенно. Уже
древние философы Греции высказывали свои догадки об их
природе. Так, Аристотель не считал сновидения проявлениями
сверхъестественного, а связывал их с внешним миром и жизнью тела.
Французский ученый Ламетри и чешский ученый Ян Пуркинье полагали,
что сновидения — это иллюзорное отражение жизни. Русский ученый А.
М. Филомафитский считал, что сновидения возникают только при условии
влияния на спящего человека различных раздражителей — света, шума,
запахов и др. И. М. Сеченов говорил, что сновидение есть не что
иное, как «небывалая комбинация бывалых впечатлений». И. П. Павлов
сновидения объяснял активной деятельностью мозга, но в несколько
своеобразном виде.
Возникновение сновидений
объясняется тем, что и во время сна в кору головного мозга проникает
много импульсов, вызывающих растормаживание того или иного ее
участка, причем без ее контроля. Характер сновидений связан с
индивидуальными особенностями каждого субъекта.
Незаторможенные участки коры
головного мозга продолжают в ряде случаев работу, связанную с
деятельностью, происходившей в течение дня,— это творческие
сновидения», подсказывающие правильное решение проблем, которые
волнуют спящего. Иногда сновндения предшествуют развитию
заболевания: слабые болевые раздражения, подавляемые сложной
деятельностью коры в течение дня, становятся ощутимыми при
торможении, разлитом по основной ее массе.
Нарушение сна. У детей и
взрослых встречается несколько видов расстройства сна. Запаздывающий
сон — это нарушение механизма засыпания. Обычно этот вид нарушения
сна наблюдается у легко возбудимых детей, они засыпают нескоро и с
трудом. Бессонница может возникнуть у грудных детей вследствие боли,
зуда, повышенной температуры, а у детей более старшего возраста она
может быть результатом, например, переутомления учебными занятиями,
нарушения домашнего режима, заражения глистами, сердечного
заболевания. Расстройство глубины сна наблюдается у детей при рахите
и некоторых других заболеваниях.
Патологические виды сна — это
длительный сон (летаргия), нарколепсия, сомнамбулизм (снохождение),
сноговорение. Длительный сон может возникнуть у определенных людей
после психической травмы и вызывается иногда физическим или
умственным перенапряжением, переутомлением и пр. Летаргия может
продолжаться часами, днями, неделями и даже годами. Нарколепсия —
это внезапный, глубокий, кратковременный сон в течение одной-двух
минут, который может возникать у человека в любой обстановке: на
улице, на работе, дома и т. д. Сомнамбулизм чаще всего наблюдается у
детей и подростков. Это особое состояние сна, сопровождающееся
сложными движениями. Любое раздражение из подкорки вызывает
очередной приступ снохождения. Силу и ловкость людей во время
снохождения ученые объясняют отсутствием у них осознанности своих
поступков и той опасности, которой они подвергаются. Сноговорение
обычно проходит само собой, но если оно продолжается в течение всей
ночи, это может принести вред организму, лишив его полноценного
отдыха.
Гигиена сна. В одной
мудрой пословице сказано: «Десять правильно проведенных ночей не
искупят одной бессонной ночи». Действительно, вред, принесенный
организму ребенка или взрослого человека хотя плохо
проведенной ночью, трудно исправить. Поэтому на гигиеническую
организацию сна детей следует обращать особое внимание. Здоровый сон
ребенка — это залог его правильного физического и психического
развития. Потребность ребенка в сне зависит от его возраста и
индивидуальных особенностей. Так, новорожденные дети спят почти 22
ч в сутки, просыпаясь только во время кормления. Дети дошкольного
возраста должны спать не менее 12 ч, а дети младшего школьного
возраста — от 10 до-12 ч в сутки, включая
дневной сон. Роль дневного сна в жизни младшего школьника
очень велика. Дневной сон восстанавливает силы и предупреждает
переутомление.
Чтобы сон у детей был
полноценным, нужно приучить их ложиться спать всегда в одно и то же
время. В таких случаях у них образуются условные рефлексы на время
засыпания. Быстрому засыпанию ребенка способствуют спокойная
обстановка, тишина, удобная поза, выключенный свет, также
наличие однообразных раздражителей. Громкие разговоры в комнате, где
спит ребенок, а также просмотр телепередач, яркий свет делают сон
ребенка неглубоким, поверхностным. Быстрому засыпанию
способствуют те действия, которые ребенок обычно производит перед
сном. Шумные игры, споры, возня, рассказывание историй, вызывающих
сильные эмоции, оставляют кору головного мозга и подкорку в
возбужденном состоянии, поэтому такой сон не восстанавливает
силы ребенка.
Спать ребенок должен в
отдельной кровати, соответствующей его росту. Это обеспечивает
полное расслабление мускулатуры, а следовательно, и лучший отдых.
Ночное белье детей шьется из легких, хорошо пропускающих воздух
тканей и не должно стеснять тело ребенка.
Детям не рекомендуется спать с
закрытой головой, на высоко положенных подушках и в чересчур мягкой
постели. В первом случае ребенок не получает достаточного количества
свежего воздуха, во втором — у него нарушается кровоснабжение мозга,
в третьем — нарушается правильное формирование скелета, что может
привести, например, к искривлению позвоночника.
Спать рекомендуется при
открытых форточках, причем кровать располагают на расстоянии 2 м от
окна или еще дальше.
Чтобы сон был полноценным, пищу
нужно принимать не позднее чем за 1 1/2 — 2 ч до сна. Пища детей при
этом должна отличаться легкой усвояемостью. Не рекомендуются мясные,
рыбные, гороховые блюда, а также крепкий чай и кофе, которые
действуют на нервную систему возбуждающе. При соблюдении родителями
всех гигиенических требований к организации сна ребенка у него
устанавливается правильный ритм сна и бодрствования.
Гипноз. Еще в древние времена
было известно явление гипноза, но физиологическое объяснение
оно получило уже в наши времена благодаря работам И. П. Павлова.
Он доказал, что физиологическую основу гипноза, как и естественного
сна, представляет процесс торможения, возникающий в коре
головного мозга, но оставляющий отдельные ее участки возбужденными.
Во время гипноза у человека повышается внушаемость, что
создает благоприятные предпосылки для лечения словом.
Восприимчивость к гипнозу зависит от индивидуально-типологических
особенностей нервной системы человека и той обстановки, в которой
проводится сеанс гипноза, а также от личных качеств врача,
проводящего такое лечение, и от желания самого больного
подвергнуться ему.
Гипноз используется как
средство лечения психических заболеваний, неврозов, навязчивых
состояний и в ряде других случаев.
Механизм возникновения
гипнотического состояния сходен с образованием в коре
головного мозга «сторожевого пункта» во время сна. Человек в
состоянии гипноза перестает воспринимать внешние раздражители, не
имеющие отношения к словам гипнотизера. В таких случаях слова
гипнотизера являются мощным стимулом для перестройки
условнорефлекторных связей в коре головного мозга. Человек,
подвергающийся гипнозу, не может самостоятельно логически мыслить,
делать умозаключения. Он целиком находится во власти внушения
гипнотизера.
В начало страницы
|