Главная

Глава XIV.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДЕ, ОКРУЖАЮЩЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

§ 50. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ, ВОДОСНАБЖЕНИЮ И САНИТАРНОМУ СОСТОЯНИЮ ШКОЛЫ


Освещение
Искусственное освещение
Водоснабжение
Водопользование

Освещение. Естественное освещение создается прямыми (80%) и отраженными (20%) солнечными лучами. Такое освещение является важным условием нормального роста и развития детей, охраны их зрения. Кроме того, естественное освещение оказывает психологическое воздействие — создает повышенное эмоциональное настроение. Лучи, проникая через оконное стекло, оказывают на организм детей тонизирующее действие. Кроме того, они обладают бактерицидными свойствами.

Освещенность рабочего места очень важна для сохранения зрения ребенка. При недостаточной освещенности уменьшаются его острота, контрастная чувствительность, устойчивость ясного видения.

Для определения естественного освещения помещения принято пользоваться относительной величиной, показывающей, во сколько раз освещенность внутри помещения меньше освещенности снаружи здания. Эта относительная величина, выражаемая обычно в процентах, называется коэффициентом естественной освещенности.

Для северных широт коэффициент естественной освещенности повышается, а для южных может быть снижен. Коэффициент естественной освещенности — величина постоянная и не зависит от времени года, погоды.

Естественная освещенность помещений зависит от количества окон, их величины, конфигурации, от близости соседних зданий, высоких деревьев, занавесей на окнах, чистоты стекол. Наиболее целесообразны окна прямоугольной формы с меньшим (по возможности) количеством переплетов. Намного снижают естественную освещенность рядом растущие высокие деревья, занавеси и цветы на подоконниках. Пыль, оседающая на внутренних и наружных рамах, резко снижает светопроницаемость. Иногда она снижается в 5—7 раз. Нельзя допускать обледенения стекол, так как лед задерживает до 80% светового потока.

Световой коэффициент (СК) — это отношение застекленной площади окон к площади пола. В классных комнатах и школьных кабинетах световой коэффициент должен быть не менее 1/4. В физкультурных залах, рекреациях СК может быть снижен до 1/6, во вспомогательных помещениях — до 1/8, а на лестничных клетках — до 1/12.

Глубина классной комнаты не должна превышать двойной высоты верхнего края окна от пола. Чем выше верхний край окна, тем больше прямых солнечных лучей проникает в классную комнату и тем лучше освещаются парты третьего ряда. Простенки между окнами не должны превышать 0,5 м.

Освещенность помещения зависит от окраски стен, потолка, пола, мебели. Окраска светлых тонов максимально отражает свет.

Искусственное освещение. Искусственное освещение должно быть достаточным по силе, равномерным по распределению, рассеянным, ровным и не давать большой блесткости. Условия искусственного освещения в школах оцениваются на поверхности рабочего места школьника.

Наиболее распространенным в настоящее время является электрическое освещение от люминесцентных ламп и ламп накаливания. Свет люминесцентных ламп по спектральному составу близок к естественному. Люминесцентные лампы хороши тем, что яркость их невелика, а большая поверхность способствует равномерному распределению света. Уровень освещенности в различных помещениях школы установлен санитарными нормами.

В некоторых школах для искусственного освещения пользуются лампами накаливания. Смешение естественного освещения с искусственным не оказывает отрицательного действия на организм ребенка и даже благоприятствует зрительным функциям.

Осветительную арматуру следует держать в чистоте, проводя еженедельную влажную уборку.

Водоснабжение. Водоснабжение школы может быть централизованным и местным. При централизованном водоснабжении школа обеспечивается водой путем присоединения ее коммуникаций к магистрали центрального водопровода. Водопровод должен давать чистую, безопасную в санитарном отношении воду.

К местным водоисточникам относятся шахтный колодец или артезианская скважина, которые устраивают на возвышенном месте хозяйственного двора.

Водопользование. Расход воды на одного ученика начальной школы должен составлять не менее 50—70 л в сутки. Вода используется для приготовления пищи, питья, мытья посуды, рук, умывания лица и поддержания чистоты в помещениях. В рекреациях устраивают питьевые фонтанчики из расчета 1 фонтанчик на 300 человек. Высота раковины от пола должна быть 65—75 см, а высота водяной струи—12 см. Если питьевых фонтанчиков нет, то используют эмалированные баки с кипяченой водой. Плотно прилегающая крышка бака должна запираться на замок.

Гигиенические требования к эксплуатации школьных помещений и земельного участка. За помещениями и земельным участком школы требуется повседневный уход, состоящий в освобождении их от скопления пыли, мусора и дурнопахнущих веществ.

Особое внимание в школе должно быть уделено борьбе с пылью. Вместе с пылью в воздухе скашиваются микробы — возбудители различных инфекционных заболеваний. Борьба с пылью начинается за пределами школьного здания — с озеленения и благоустройства соседних районов, замощения прилегающих к школе дорог, поливки их и подметания. На земельном участке школы следует устроить газоны. Зеленые насаждения являются своеобразными очистителями от пыли, которую нужно регулярно смывать с листьев при помощи брандспойтов.

Перед входом в школу помещают скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. В тамбуре у входа в школу настилают маты. Во избежание проникновения пыли в школьное здание с улицы дети пользуются сменной обувью. Деревянные полы в школе моют горячей водой, а паркетные подметают с применением свежих влажных опилок. Не реже одного раза в месяц паркетные полы натирают мастикой. Школьную мебель и оборудование протирают сырой тряпкой. Влажную уборку помещения школы проводят в перерыве между сменами и по окончании занятий в школе.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ


1. Какие гигиенические требования предъявляют к земельному участку школы? 2. Как ориентируют здание школы, какие помещения. в нем различают и каковы требования, предъявляемые к этим помещениям? 3. Что такое микроклимат школы? 4. Что такое естественная вентиляция и как она осуществляется? 5. Что такое искусственная вентиляция? 6. Какие виды центрального отопления применяют в школах? 7. Каковы гигиенические требования к естественному освещению помещений школы? 8. Каковы гигиенические требования к искусственному освещению школьных помещений? 9. Как осуществляется водоснабжение и водопользование в школах? 10. В чем состоят гигиенические требования к эксплуатации помещения и земельного участка школы?


В начало страницы