Глава V.
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
§ 19. ШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
|
Гигиенические требования к оборудованию
помещений начальных классов
Гигиенические требования к школьно-письменным принадлежностям
Гигиенические требования к работе на школьном учебно-опытном участке
Гигиенические требования к оборудованию
помещений начальных классов. Основным оборудованием
классной комнаты является парта (ученический стол, стул). Существуют
различные типы парт, но наибольшее распространение получили парты
Эрисмана, удачно сочетающие гигиенические и педагогические
требования.
Парты в школах обычно
двухместные, реже одноместные, деревянные или металлические,
удобные для санитарной обработки. Основным требованием к школьной
парте является соответствие ее размеров росту и пропорциям тела
ребенка, Высота сиденья парты (рис. 36) должна соответствовать длине
голени со стопой ребенка с прибавлением 2 см на высоту каблука. При
более высоком сиденье ноги не будут иметь опоры. Для меньшей высоте
сиденья уменьшается площадь опоры бедра. Глубина сиденья парты
должна равняться 2/3 длины бедра. При большей глубине сиденья край
его упирается в подколенную ямку ноги и сдавливает кровеносные
сосуды я нервы. Кроме того, сиденье должно иметь небольшой уклон
кзади во избежание соскальзывания с него. Гигиеническим требованиям
больше отвечает спинка парты, состоящая из двух брусков, что
обеспечивает две площади опоры — пояснично-крестцовую и
подлопаточную.
Расстояние от спинки парты до
края крышки ее стола (дистанция спинки) должно быть равно величине
переднезаднего диаметра грудной клетки плюс 3—5 см на его измерение
при дыхании.
Расстояние от заднего края
крышки стола до переднего края сиденья — дистанция сиденья — может
быть положительным (край скамьи отстоит от края стола на несколько
сантиметров), нулевым (край стола парты и край сиденья парты
расположены на одной линии по вертикали) и отрицательным (сиденье
заходит на 3—5 см за край крышки парты). Отрицательная дистанция
наиболее благоприятна: при откидной крышке стола она позволяет
школьникам свободно садиться, вставать и работать за партой на
уроках.
Высота стола парты над сиденьем
(дифференция) может быть большой, малой и нормальной. При большой
дифференции (высокий стол) происходит правостороннее искривление
позвоночника. При малой дифференции (низкий стол) учащиеся сидят,
низко склонившись над партой; при этом развивается сутулость.
Нормальная дифференция обеспечивает наилучшие физиологические и
гигиенические условия для работы школьника за партой. Ступни
опираются на подножку парты или пол; школьник сидит глубоко на
скамье, ровно держит корпус, лишь немного наклоняя голову вперед;
предплечья и кисти свободно лежат на парте.
Правильная посадка за партой
может быть обеспечена при условии наличия парт, соответствующих
росту детей.
Учащиеся начальных классов
подразделяются на 3—4 ростовые группы, поэтому в каждом классе
ставят парты 3—4 номеров. Для того чтобы определить, какой номер
парты соответствует росту учащегося, необходимо знать его рост.
Измерение роста школьника производят при помощи ростомера или
деревянной линейки длиной 2 м с нанесенными на ней делениями через
каждые 10 см, начиная со 110 см. Для удобства на рейку наносят
соответствующие номера парт. Так, возле деления 110—119 см ставят
номер 6; 120—129 см — номер 7 и т. д. Пользуясь такой рейкой, можно
сразу определить и рост ученика, и номер парты, за которую его
следует посадить.
Парты меньших номеров ставят в
классе впереди, ближе к доске, а парты больших номеров — сзади. Если
в классе есть учащиеся с ослабленным зрением и слухом, то
полагающиеся им по росту парты ставят впереди — в первом и третьем
рядах. В первых и во вторых классах обычно требуются парты следующих
номеров: 6, 7, 8 (во втором классе добавляется одна парта номера 9);
в третьих и в четвертых классах — парты номеров 7, 8, 9, (в
четвертом классе добавляют три парты номера 10). Проходы между
рядами должны составлять 70—75 см, проход между внутренней стеной
класса и первым рядом парт — 50—60 см, а между наружной стеной и
третьим рядом парт — 60—70 см. Расстояние от первых парт до доски
должно быть не менее 2,5 м и не более 3 м. Рекомендуется окрашивать
столы парт в светлые тона, близкие к натуральному цвету дерева, или
светло-зеленые.
Гигиенические
требования к школьно-письменным принадлежностям. К
школьно-письменным принадлежностям относят тетради, учебники,
карандаши, ручки (авторучки), перья, ранцы, сумки, портфели. Ручки и
карандаши, слишком толстые или слишком тонкие, увеличивают
напряжение мышц при письме, рисовании. Для учащихся начальных
классов рекомендуются ручки диаметром 7—8 мм, длиной 155 мм и массой
не более 10 г, карандаши толщиной 7—8 мм со стержнями наименьшей или
средней жесткости. Пользование карандашами с жестким стержнем
приводит к быстрому утомлению мелких мышц пальцев. Паста для письма
рекомендуется синяя, темно-фиолетовая и черная. Бумага в тетрадях и
учебниках должна быть белой и гладкой с матовой поверхностью.
Разлиновка в тетрадях делается тонкими бледными линиями голубого или
лилового цвета. Тетради без разлиновки нежелательны.
Для ношения учебников, тетрадей
и других школьных принадлежностей учащимся младших классов
рекомендуются ранцы. Ношение ранца за спиной способствует
формированию правильной осанки. Он плотно прижимает лопатки и
равномерно давит на плечи сверху вниз. 6 таком положении дыхание
ребенка свободно. Ношение портфеля, сумки часто приводит к
деформации неокрепшего позвоночника, нарушению осанки.
Гигиенические требования к работе на
школьном учебно-опытном участке. Учащихся младших классов
можно привлекать к работе на школьных учебно-опытных участках и к
сельскохозяйственным работам. В участок могут входить сад, огород,
цветники и пр. Он может занимать 7—10% земельного участка школы.
При привитии детям различных
трудовых навыков надо помнить, что процесс окостенения в этом
возрасте не завершен, мелкие мышцы пальцев рук не совсем развиты.
Поэтому, выдавая детям садово-огородный инвентарь, необходимо
руководствоваться следующим: орудие должно соответствовать размерам
кисти рук, предплечья, не быть слишком длинным. Лопаты, грабли,
лейки и т. д. должны быть небольшими, легкими, удобными и
безопасными при пользовании. Категорически воспрещается пользоваться
инструментом для взрослых.
Поднимаемые младшими
школьниками тяжести не должны превышать 3—4 кг. Лейки и ведра должны
быть овальной формы и вмещать 4 я, причем детям 7—8 лет в лейки
наливают воды на 1,5—2 л меньше, чем более старшим. Вскапывание
почвы производится лопатами 21х14 см. Длина рукоятки лопаты 60—65
см. Длина ручки грабель должна равняться росту ребенка плюс 8—10 см.
Общая масса тяжестей на носилках не должна превышать 6—8 кг. При
поливе цветников и огорода ведра и лейки должны переноситься в обеих
руках.
Наилучшее время для
сельскохозяйственных работ между 9—11 или 16—18 часами. Общая
продолжительность сельскохозяйственного труда для детей младшего
школьного возраста не должна превышать 2 ч в день, причем через
каждые полчаса надо делать перерывы по 5—10 мин.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
|
|
1. Каковы функции скелета? 2. В чем проявляется соответствие
химического состава и строения костей функциям, которые они
выполняют? 3. Какие типы соединения костей вы знаете? 4. Что такое
вывихи суставов и каковы меры оказания первой помощи при них? 5.
Какое строение имеет череп? 6. Каково строение скелета туловища? 7.
Что общего и различного в строении скелетов верхних и нижних
конечностей? 8. Как надо оказывать первую помощь при переломах
костей? 9. Какое строение имеют скелетные мышцы и как они
развиваются у детей? 10. Какие мышцы головы, шеи, туловища и
конечностей вам известны? 11. Каковы причины повышенной утомляемости
мышц у детей? 12. Что такое осанка и какие ее нарушения чаще всего
встречаются у детей? 13. Для чего применяются корригирующие
гимнастические упражнения? 14. Какие гигиенические требования
предъявляются к трудовому воспитанию школьников? 15. Чем следует
руководствоваться при подборе парт для учащихся? 16. Как следует
организовывать работу младших школьников на школьном учебно-опытном
участке?
|
В начало страницы
|