Технология художественной обработки материалов
Главная Содержание Банк идей Литература

Плетение из соломки

Подготовка соломы для плетения

Заготовка материала

Солома — стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя — дешевый и доступный материал для плетения. Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет приданную ей форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами — глянцевой поверхностью, естественной красотой золотистого цвета — позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного результата.

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку. Среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Он состоит из четырех-пяти междуузлий — колен. Толщина отрезков между узлами уменьшается к верхушке стебля, но сужение происходит равномерно по длине каждого колена. Верхнее колено самое тонкое и длинное — около 50 см. Эти качества ржаной соломки особенно ценны для плетения. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Она обладает широкой природной гаммой оттенков зеленого, желто-золотистого цветов. Натуральная окраска ее зависит от условий произрастания, времени заготовки и условий хранения.

Пшеничная соломка также пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной. Соломка пшеницы используется для плетения в районах, где рожь не растет.

Овсяная солома — мягкая, красивая, более светлая, с перламутровыми оттенками цвета. Однако она имеет короткий стебель, который можно использовать большей частью для плетения небольших деталей и в декоративной отделке.

Сельские жители и те, кто профессионально занимается плетением из соломы, выращивают рожь на своих приусадебных участках. Наилучшими качествами для плетения обладает соломка ржи специального густого посева на песчаных почвах, заготовленная в период молочно-восковой спелости зерна. В таких условиях формируется ровный, длинный, тонкий, с небольшими узлами стебель.

Чтобы получить хороший материал для художественной работы, сжать рожь нужно вручную серпом, как это делали в старину. Перемолотая солома из комбайна не годится для плетения, так как она помята. Обмолотить снопы также нужно вручную. Это делается специальным цепом. Если этого традиционного крестьянского орудия уже нет в хозяйстве или вы не умеете им пользоваться, можно прибегнуть к околачиванию — архаическому способу извлечения зерен из колосьев. Колосья очистятся от зерен, если сноп обколотить о край доски, бочки или другой емкости с твердым краем. Можно использовать еще один способ — отсечь колосья топором или обрезать ножницами при чистке соломы, а затем обмолотить. Из этих вариантов выберите тот, который вам подходит.

Для горожан заготовка соломки представляет определенные трудности. Если в местности, где вы проживаете, сельские жители выращивают рожь на своих земельных участках, воспользуйтесь возможностью приобрести у них кулевую солому. Куль — это сноп соломы, сжатый серпом и обмолоченный от зерен вручную. Те, кто имеет дачные участки, могут сами посеять озимую рожь. При этом лучше выбрать такие сорта ржи, которые дают более тонкий и мягкий стебель. Наилучшие качества в плетении проявляет солома яровой ржи. Посев должен быть густым. В таких условиях формируется длинный стебель. Современные сорта ржи, которые культивируют в сельском хозяйстве, большей частью низкорослые с толстым стеблем, который удерживает тяжелый колос. Солома таких злаков малопригодна для плетения. Пластические качества соломки снижают химические удобрения, вносимые в почву.

Заготовка соломы может производиться только при наличии на то разрешения владельцев участков. Убирают рожь в конце июля — начале августа вручную — серпом или ножницами. Стебли срезают у самой земли и сразу связывают их в снопы. Чтобы сохранить зерно, колоски необходимо обрезать и сдать организации, разрешившей заготовку.

Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, ее нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и будет непригодна для плетения. Сушить солому лучше в закрытом проветриваемом помещении, например в сарае или на чердаке. Снопы необходимо развязать, разложить стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически переворачивать. Зеленая соломка, высушенная в тени, сохранит свой цвет. Если сушить солому на солнце, она выбеливается и ее золотистый оттенок усиливается.

Обычно солому чистят после просушки. Если же соломенные стебли сухие, желтого цвета, это лучше сделать сразу после заготовки. Чтобы подготовить материал к плетению, стебли разрезают на отрезки между узлами. Ножницами отсекают нижнюю — наиболее толстую часть стебля до коленца, затем отрезают само коленце и одновременно снимают листья, которые скреплены с ним. Эту операцию повторяют столько раз, сколько коленцев на стебле. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируют по толщине и длине. Каждый сорт соломин плотно связывают в небольшие пучки, удобные для хранения. Перевязывать пучки лучше не веревками или нитками, которые могут помять соломины, а полосками ткани.

В плетении большей частью используют три верхних, наиболее тонких коленца стебля, которые имеют равномерную толщину по всей длине. Однако при чистке соломы не следует выбрасывать короткие и толстые нижние части стебля, а также листья, которые не употребляются в плетении, но могут пригодиться при изготовлении каркасов соломенной скульптуры, для различных декоративных деталей, подвесных конструкций. Коленца также можно собрать — это заготовки для гирлянд и бус. При чистке и сортировке соломы следует учитывать, что в некоторых видах плетения, например спиральном, или при изготовлении скульптуры может понадобиться весь стебель целиком. Поэтому часть заготовленной соломы нужно оставить в снопах неразрезанной.

Рассортированную соломку в пучках лучше хранить в картонных коробках. Хорошо просушенная солома в пучках или снопах может храниться долго, не один год, и не терять при этом своих пластических и декоративных качеств. Поэтому, если лето выдалось погожее, сухое и солнечное, а соломенные стебли вызрели золотистыми, чистыми, высокими и тонкими, а также гибкими и податливыми — заготовьте соломку впрок, столько, чтобы хватило ее не на один год.

Солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы погружают в лоток или большую емкость с водой: таз, корыто, ванну. Если солома заготовлена недавно, достаточно замочить ее на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю сухую солому лучше залить горячей водой (80-100° С), накрыть целлофаном или тканью, прижать гнетом и выдержать до тех пор, пока она не станет мягкой. Чем жестче солома, тем больше времени требуется для ее запаривания. Однако не стоит оставлять солому в воде на продолжительное время, так как она может почернеть и потерять свои декоративные качества. Не следует также замачивать материала более дневной нормы, которой требуется для работы. Если осталась неиспользованная солома, ее нужно просушить. Впоследствии ее снова можно будет использовать. Вынув из воды, солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань. Во время работы вынимают оттуда нужное количество соломин, а оставшуюся солому вновь прикрывают для того, чтобы она не высыхала. Так же следует хранить сплетенные детали, которые должны сохранить пластичность во время сборки готового изделия.

В соломоплетении используются не только целые соломины, но и плоские соломенные ленты. Их получают при разворачивании и разглаживании соломин. Для этого нужно увлажнить толстую соломину и расщепить ее вдоль стебля острием ножа или иголкой по направлению от себя. Затем соломенную трубочку расправить, приложить к доске глянцевой стороной и прогладить несколько раз тупым ножом, затем перевернуть другой стороной и повторить ту же операцию.

В некоторых случаях — для выполнения тонких плетений, миниатюрных изделий — используют полоски расщепленной соломки. Одну соломину можно расщепить на две или большее количество частей. Чтобы расщепить соломину на две части, достаточно вставить в один конец толстую иголку и произвести резкое движение от себя — стебель разорвется вдоль волокон. Чтобы получить одинаковые тонкие (2-5 мм) полоски соломы, можно сделать несложное приспособление: в пробку вставить ушками несколько иголок на одинаковую глубину на равном расстоянии друг от друга. Проводя остриями иголок по распластанной соломенной ленте, одновременно можно получить несколько одинаковых по ширине полосок.

Отбеливание и крашение

Качество материала очень важно при художественной работе с соломкой. Только чистая блестящая солома красивых серебристых и золотистых оттенков может создать неповторимую игру бликов, нюансов цвета, сообщить изготовленному предмету так ценимые в этом материале внутреннее свечение и теплоту. Работа с плохой, некачественной соломкой не оправдывает те большие затраты ручного труда и времени, которые необходимы для достижения какого-либо художественного результата. Однако порою не удается заготовить солому хорошего качества. Она, например, может почернеть на корню в дождливое лето. Стебли могут приобрести черные пятна при неправильной сушке в сыром помещении. Восстановить некоторые декоративные качества соломы можно отбеливанием.

Для отбеливания в домашних условиях можно воспользоваться бытовыми отбеливателями для хлопчатобумажных тканей, имеющимися в продаже, — приготовить из него раствор и прокипятить в нем солому. Для отбеливания можно использовать гидропирит в таблетках. Приготовить раствор — 3 литра воды и 18 таблеток гидропирита. Кипятить в нем солому в течение часа, периодически помешивая. Более значительный эффект достигается при отбеливании в 15 %-ном растворе перекиси водорода: на 1 литр воды. подогретой до 30-35 градусов, берется 150 г 15 %-ной перекиси водорода, 20 г аммиака (нашатырного спирта), 40 г каустической соды. При соединении этих компонентов начинается химическая реакция с выделением тепла. В этот раствор солому погружают и выдерживают в нем 45—50 минут или до получения нужного оттенка. Солома должна быть полностью покрыта раствором.

Отбеливание с применением химикатов требует осторожности. Переворачивать и доставать солому из раствора нужно деревянными щипцами. Во избежание попадания химикатов на руки следует надеть резиновые перчатки. После отбеливания солому тщательно промывают два раза в большом количестве воды с добавлением уксуса или в проточной воде. Затем солому просушивают и снова связывают в пучки.

Отбеленная солома приобретает равномерную окраску, повышается ее мягкость. Не следует отбеливать солому до белого цвета, при этом материал теряет свою природную красоту, естественность. Отбеливание — рецепт на особый случай. Отбеленная солома не может сравниться с соломкой натурального цвета. Она неизбежно теряет свою естественность, мягкость блеска, тончайшие оттенки цвета. Помните, что народные мастера использовали только натуральную солому, выбирая для своей работы самые красивые и качественные стебли. Этой традиции следуют и лучшие современные соломоплетельщики. Однако в народном искусстве немало примеров. когда используется и окрашенная солома.

Солома восприимчева к окраске. Это увеличивает цветовую палитру материала, дает возможность сочетать в плетении естественный цвет с яркими цветовыми акцентами. Окрасить солому можно натуральными или анилиновыми красителями, а также способом прокаливания.

Окраска натуральными красителями позволяет расширить гамму естественных оттенков соломы. Кипячение в воде с добавлением луковой шелухи усилит желтый цвет соломки, шишек ольхи или дубовой коры — придаст ей коричневый цвет. При окраске нужно добавить в водный раствор поташ (соду).

При окрашивании соломы анилиновыми красителями можно получить яркую гамму цветов: красный, фиолетовый, зеленый, оранжевый и др. С этой целью применяют бытовые анилиновые красители, предназначенные для окрашивания шерсти. Красящий раствор готовят с соблюдением рекомендаций, имеющихся на упаковке красителя. Раствор нагревают до кипения и погружают в него солому. Цвет получится более насыщенным и чистым, если окрашивать предварительно отбеленную солому. Для улучшения окраски в приготовленный раствор добавляют поваренную соль, уксусную кислоту, а также хозяйственное мыло или силикатный клей. Я зависимости от концентрации раствора и продолжительности окрашивания можно получить оттенки цвета от светлого до темного. После окраски солому промывают в проточной воде и сушат.

При необходимости окрашивания большого количества материала можно воспользоваться основными и активными красителями. Растворы готовят из расчета 1 г красителя на 1 л воды с добавлением 2 г уксусной кислоты и 1 г поваренной соли. Применяют следующие марки основных красителей: аурамин-паста, фиолетовый К, синий К, бирюзовый, желтый, родамин Ж, родамин С.

Из активных красителей готовят 2%-ные растворы с добавлением 0,5% соли и соды. Раствор нагревают до 70°С и погружают в него соломку, кипятят в течение 1 часа. Применяют следующие марки активных красителей: золотисто-желтый KXR, ярко-желтый 53Х, ярко-красный 5СХ, фиолетовый 4К, ярко-голубой КХ.

Красивые темно-золотистые и коричневые оттенки натурального цвета можно получить, если прокалить соломку в печи или духовом шкафу. При этом необходимо следить, чтобы солома не соприкасалась с пламенем, не загорелась. Соломины, распластанные в ленту, которые используются для декоративных деталей, достаточно для этой цели прокалить горячим утюгом.

Инструменты

Для плетения из соломки не требуется каких-либо особых инструментов и специально оборудованного места. Работать лучше всего сидя у низкого стола, на котором на уровне колен разложены солома и все необходимые принадлежности. Плетение в основном выполняется на весу. Нужно расположиться так, чтобы свет падал на плетение с левой стороны. Во время работы потребуются:

  • ножницы и нож с коротким, заточенным под углом лезвием;
  • небольшие ножницы для обрезания соломин во время плетения;
  • нитки хлопчатобумажные № 0, 10, кордовая рыболовная леска ли нитрон для перевязки каркасов соломенной скульптуры;
  • нитки хлопчатобумажные армированные светлых тонов № 30—60 для связывания соломин при выполнении плетенок, их сшивании;
  • проволока медная для каркасов;
  • клей ПВА или другой клей, образующий при высыхании бесцветную пленку, для склеивания конструктивных узлов изделий;
  • деревянная скалка для выглаживания плоских плетенок;
  • пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы) для выравнивания плетеных изделий.

    Вверх

  • Разработчик: Павел Долуда, студент 4 курса факультета информатики ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Канске
    Руководитель: А. Ю. Воробьева, преподаватель специальных дисциплин филиала ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Канске