Предисловие



Методические указания составлены на основе программы дисциплины «Графика», разработанной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050502 «Технология и предпринимательство» высшего профессионального образования, целью, которой является овладение студентами современной графической культурой.
    Основными задачами, решаемыми дисциплиной являются:
  • развитие пространственного представления и воображения;
  • развитие логического и образного мышления;
  • развитие технического, художественного и дизайнерского мышления;
  • изучение графического языка, применяемого в различных областях науки, образования, техники, архитектуры, дизайна и т.д.;
  • изучение различных форм графического представления информации;
  • ознакомление и обучение студентов основным правилам выполнения и чтения графической документации различного назначения;
  • формирование умений выполнять различные виды профессионально – графической деятельности школьного учителя технологии.
    Практические занятия — один из основных информационных компонентов учебного процесса подготовки учителей технологии. Они придают материалу, полученному на лекциях, профессионально-педагогическую направленность, с тем, чтобы студент мог всю эту информацию самостоятельно усвоить и трансформировать теоретические знания в умения и навыки во время практических занятий, активных педагоги¬ческих практик.
      В результате изучения учебной дисциплины студент должен: знать:
    • основные этапы развития графики;
    • основные идеи построения комплексных чертежей;
    • принципы построения аксонометрических проекций;
    • методы решения метрических задач графическими средствами;
    • законы построений видов, разрезов, сечений;
    • принципы построения технического рисунка;
    • основные виды стандартных изделий машиностроения;
    • соединения деталей и их классификацию;
    • основные правила оформления электрических и кинематических схем;
    • виды графических документов;
    • основные понятия и правила выполнения архитектурно-строительных чертежей;
    • элементы компьютерной графики. уметь:
    • выполнять основные геометрические построения, грамотно использовать чертежные и измерительные инструменты;
    • решать метрические и позиционные задачи в соответствии с законами проецирования и преобразования чертежей;
    • выполнять технические рисунки технических деталей средней сложности;
    • выполнять чертежи и эскизы стандартных деталей в соответствии с правилами ГОСТ ЕСКД;
    • выполнять и читать чертежи сборочных единиц средней сложности;
    • строить графики и диаграммы;
    • выполнять принципиальные электрические и кинематические схемы средней сложности;
    • читать и строить чертежи архитектурно-строительных объектов; работать на компьютере в графическом режиме на уровне пользователя (например, строить на экране монитора узоры, контуры технических изделий, комплексные чертежи стандартных технических деталей и т.п.)

    Начертательная геометрия изучается студентами на первом курсе обучения. В курсе начертательной геометрии следует уделить особое место как дисциплине, где наряду с изучением теории необходимо ознакомиться с решением типовых задач каждой темы курса и выполнить контрольные работы, придерживаясь всех правил чертежного искусства и прежде всего ЕСКД.
    Нужно учитывать уровень своей математической подготовки, уметь достаточно точно и аккуратно выполнять графические построения при решении конкретных геометрических задач. Правильно построенные самостоятельные занятия по начертательной геометрии разрешат трудности в изучении этой дисциплины и научат студента логически мыслить, представлять всевозможные сочетания геометрических форм в пространстве. Начертательная геометрия способствует развитию пространственного воображения (мышления), умению «читать» чертежи и с помощью чертежа передавать свои мысли и правильно понимать мысли другого, что крайне необходимо инженеру.

      При изучении курса начертательной геометрии следует придерживаться следующих общих указаний:
    1. Начертательную геометрию нужно изучать строго последовательно и систематически. Перерывы в занятиях, а также перегрузки нежелательны.
    2. Прочитанный в учебной литературе ма¬териал должен быть глубоко усвоен. Следует разобраться в теоретическом материале и уметь применять его как общую схему к решению конкретных задач. Свои знания надо проверить ответами на поставленные в конце каждой темы учебника вопросы и решением задач, а также ответить на вопросы для самопроверки.
    3. Очень большую помощь в изучении курса, оказывает хороший конспект учебника или аудиторных лекций, который сопровождается собственными формулировками и аккуратно выполненными чертежами. Такой конспект по-может глубже понять и запомнить изучаемый материал. Он служит также справочником, к которому приходится часто прибегать. Составлять конспект учебника следует только при повторном изучении темы.
    4. Решению задач должно быть уделено особое внимание, так как это наилучшее средство более глубокого и всестороннего изучения основных положений теории. Прежде чем приступить к решению той или иной геометрической задачи, нужно понять ее условие и четко представить схему решения, т. е. установить последовательность выполнения операции. Представить себе положение в пространстве заданных геометрических образов.
    5. В начальной стадии изучения курса начертательной геометрии полезно прибегать к моделированию изучаемых геометрических форм и их сочетаний. Значительную помощь оказывают зарисовки воображаемых моделей, а также их простейшие макеты. В дальнейшем надо привыкать выполнять всякие операции с геометрическими формами в пространстве на их проекционных изображениях, не прибегая уже к помощи моделей и зарисовок. «Генеральная» проверка знаний студента может быть проведена им же самим в процессе выполнения контрольных работ.
    6. Выполнив контрольную работу по курсу начертательной геометрии, и имея рецензии на них с отметкой «зачтено», студент имеет право сдать экзамен. На экзамене представляются зачтенные контрольные работы и рабочая тетрадь с решениями задач по каждой теме курса, по ним проводится предварительный опрос-собеседование.
    7. Преподаватель вправе аннулировать представленные контрольные работы и выдать новое задание, сообщив об этом на кафедру и на факультет, если при этом собеседовании убедится, что студент выполнил контрольные работы несамостоятельно.
    8. Решение задач выполняется на листе чертежной бумаги (ватман) формата 12 (297 х 420 мм) с помощью чертежных инструментов в карандаше. На экзамен необходимо принести с собой: лист чертежной бумаги (ватман) формата 12, два треугольника, карандаши (жесткий и мягкий), циркуль-измеритель, резинку.

    СОДЕРЖАНИЕ