Дошкольная педагогика

         


Пидкасистый П. И. "Педагогика"

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Педагогическое общество России, 1998.


СОДЕРЖАНИЕ

  


Раздел I. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
	Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
	  1.1. Объект и предмет педагогической науки
	  1.2. Задачи педагогической науки
	  1.3. Структура педагогической науки
	  1.4. Связь педагогической нвуки с другими науками
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
	  2.1. Понятие "методология" педагогической науки
	  2.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики
	  2.3. Логика педагогического исследования
	  2.4. Методы исследования
	  2.5. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ
	  3.1. Понятие и цели воспитания
	  3.2. Цель воспитания и задачи воспитания
	  3.3. Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности воспитателя
	  3.4. Педагогические цели и образовательные стандарты
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 4. РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
	  4.1. Условия развития личности
	  4.2. Взаимосвязь развития и воспитания учащихся
	  4.3. Взаимосвязь развития и обучения
	  4.4. Становление личности в процессе социализации
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

Раздел II. ДИДАКТИКА
	Глава 5. ДИДАКТИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
	  5.1. Общее понятие о дидактике
	  5.2. Объект и предмет дидактики
	  5.3. Задачи и функции дидактики, ее понятийный состав
	  5.4. Основные дидактические концепции
	  5.5. Становление современной дидактической системы
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 6. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
	  6.1. Понятие и сущность обучения
	  6.2. Характеристика прцесса обучения как целостной системы
	  6.3. Цикличность процесса обучения
	  6.4. Функции обучения
	  6.5. Сущностная характеристика преподавания как деятельности
	  6.6. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения
	  6.7. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения
	  6.8. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения
	  6.9. Технология обучения
	  6.10. Информатизация образования
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 7. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
	  7.1. Принципы обучения как категори дидактики
	  7.2. Законы и закономерности обучения
	  7.3. Характеристика принципов обучения
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 8. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
	  8.1. Понятие и сущность содержания образования
  	  8.2. Источники и факторы формирования содержния школьного образования
	  8.3. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе
	  8.4. Учебный план средней образовательной школы
	  8.5. Характеристика учебных программ, учебников и цчебных пособий
	  8.6. Стратегия развития вариативного образования в России
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 9. 	МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
	  9.1. Понятие и сущность метода и приема обучения
	  9.2. Из истории развития методов обучения
	  9.3. Классификация методов обучения
	  9.4. Выбор методов обучения
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 10. СРЕДСТВА ЛБУЧЕНИЯ
	  10.1. Понятие о средствах обучения
	  10.2. Средства общения
	  10.3. Средства учебной деятельности
	  10.4. оборудование учебного кабинета
	  10.5. Технические средства обучения (ТСО)
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 11. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
	  11.1. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации
	  11.2. Формы и организации обучения и их развитие в дидактике
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 12. УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
	  12.1. Урок как целостная система
	  12.2. Типология и структура уроков
	  12.3. Организация учебной деятельности учащихся на уроке
	  12.4. Система уроков по теме
	  12.5. Другие формы организации обучения
	  12.6. Подготовка учителя к уроку
	  12.7. Анализ и самооценка урока
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 13. ПРОВЕРКА И ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
	  13.1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия
	  13.2. Методы и формы контроля
	  13.3. Оценка знаний учащихся
	  13.4. Неуспеваемость учащихся
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

Раздел III. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ	
	Глава 14. ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
	  14.1. Понятия "воспитание", "самовоспитание", "перевосптание"
	  14.2. Сущность воспитания и его особенности
	  14.3. Формирование личности в воспитательном процессе
	  14.4. Критерии оценки воспитательного поцесса
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 15. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
	  15.1. Характеристика закономерностей воспитания	
	  15.2. Характеристика принципов воспитания
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 16. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
	  16.1. Поблема содержания воспитательного процеса
	  16.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
	  16.3. Программа воспитания
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы
	
	Глава 17. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
	  17.1. Понятие социального процесса
	  17.2. Психологический климат группы
	  17.3. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса
	  17.4. Динамика социального пространства воспитательного процесса
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 18. ОБЩИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
	  18.1. Понятие метода воспитания
	  18.2. Система методов воспитания
	  18.3. Система методов педагогического воздействия
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 19. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
	  19.1. Средства воспитательного процесса
	  19.2. Формы воспитательного процесса
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 20. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
	  20.1. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
	  20.2. Правовые основы семейного воспитания
	  20.3. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей
	  20.4. Педагогические лектории, родительские собрания в помощь семейному воспитанию
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

Раздел IV. ОСНОВЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ	
	Глава 21. ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ШКОЛЕ
	  21.1. Система общего образования в России
	  21.2. Вопросы теории управления школой
	  21.3. Основные положения закона об образовании
	  21.4. Выбор типа школы и учебного плана	
	  21.5. Демократизация управления школой
	  21.6. Устав школы - каким ему быть
	  21.7. Взаимодействие школы и органов образования
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 22. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
	  22.1. Поанирование работы в школе
	  22.2. Требования к руководителю школы
	  22.3. Каковыже критерии оценки деятельности директора школы?
	  22.4. Распределение обязанностей
	  22.5. Организация личного труда руководителя школы
	  22.6. Упорядочение труда учителя
	  22.7. Охрана жизни детей и педагогического персонала
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 23. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ И АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
	  23.1. Содержание и методика педагогического совета
	  23.2. Предметные методические объединения
	  23.3. Самообразование учителей
	  23.4. Организация помощи молодому учителю
	  23.5. Работа директора школы по внедрению в практику передового педагогического опыта
	  23.6. Аттестация учителя
	  23.7. Система внутришкольного контроля
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы

	Глава 24. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
	  24.1. Финансовые поступления школы
	  24.2. Бюджет школы
	  24.3. Приобретение, хранение и использование наглядных пособий и технических средств обучения, оборудование кабинетов
	  24.4. Хозяйственное обеспечение школы
	  24.5. Оформление школы и учительской
	  24.6. Школьная документация
	  24.7. Внутришкольная оперативная информация
	  24.8. Основы законодательства о труде и школе
	Вопросы и задания для самоконтроля
	Литература для самостоятельной работы