Тема 12. Особенности становления личности и социализации человека с ограниченными возможностями
Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющийся процесс интеграции их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые, более эффективные формы реализации социально педагогической помощи данной категории лиц.
Социальная помощь - это комплекс гуманитарных услуг в целях оказания адресной поддержки, приводящей к улучшению социального функционирования в ситуациях вызываемых неблагоприятным внутренним и внешним воздействием.
В настоящее время происходит становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи лицам с нарушениями развития.
Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной) и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации людей, нуждающихся в особой поддержке.
Социальная помощь осуществляется через социальную педагогическую деятельность - это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания, при учете влияния всех социальных институтов и субъектов воспитания и социальной помощи. Отклонения в развитии приводят к «выпадению» (Л.С. Выготский) человека из социально и культурно обусловленного пространства, осложняют процесс его социализации.
Социализация как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Трактуется по-разному (1 - как научение, 2 - как социальное взаимодействие, 3 - как самоактуализация и самореализация)
Социальная реабилитация как процесс включения аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Социальная адаптация как приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.
Основные благоприятные условия социализации:
- правильно организованная система воспитания и обучения;
- целесообразно организованное общение со взрослыми сверстниками;
- правильная организация режима жизнедеятельности;
- использование разнообразных технических средств;
- широкое применение системы специального оборудования.
Содержание работы социального педагога по оказанию помощи и поддержки лиц с нарушениями в развитии:
-
формирование здоровых воспитывающих отношений в социуме;
- оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации воспитанников;
- направление усилий на оздоровление отношений в семье, устранение дефицита общения;
- решение личных и социальных проблем воспитанников;
- выявление и разрешение конфликтных ситуаций;
- организация правового, коррекционного просвещения педагогов, родителей, воспитанников;
- сотрудничество с представителями государственных, общественных, образовательных и др. учреждений, муниципальными службами и иными предприятиями и организациями по интересам воспитанников;
- патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи (Н.М. Назарова)
Если социализация протекает благоприятно, то человек достигает социальной зрелости.
Социальная зрелость включает в себя: 1) сформированность чувства общности (умение усваивать общественные нормы и правила, коммуникативные умения); 2) адекватное восприятие окружающего мира (по факту), здесь важна сформированность эмоционально-волевой сферы, воображения, различных сторон интеллекта, сферы сознания; 3) индивидуализация; 4) сформированность основных видов деятельности.
Структура современной системы социально-педагогической помощи людям, имеющим нарушения в развитии: государственный сектор; муниципальный сектор; негосударственный сектор.
Основные стратегии государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с нарушениями в развитии
Предоставление всем детям, имеющим недостатки в развитии доступного, и качественного образования, для того, чтобы они могли стать полноценными членами общества, способными самостоятельно обеспечить себя и по возможности исполнять свои гражданские обязанности.
Поддерживание и сохранение единства общества; защита от чувства заброшенности и отчужденности. Побуждения общества к терпимости и заботе об инвалидах.
Смягчение социальных последствий для человека из-за его дефекта, благодаря коррекционному обучению, профилактике здорового образа жизни, разумного планирования семьи и др.
Начало развития системы социальной защиты в нашей стране положено в 1990 г., когда был сформирован Комитет по делам семьи и демографической политики. Важное место в современной государственной системе социальной защиты отводится целевым программам (региональным и федеральным). Например, «Дети-инвалиды».
Реализация мероприятий этих программ должна привести к качественному изменению положения лиц с нарушениями в развитии в структуре российского общества.