Тема 12. Особенности становления личности и социализации человека с ограниченными возможностями

Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющийся процесс интеграции их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые, более эффективные формы реализации социально педагогической помощи данной категории лиц.

Социальная помощь - это комплекс гуманитарных услуг в целях оказания адресной поддержки, приводящей к улучшению социального функционирования в ситуациях вызываемых неблагоприятным внутренним и внешним воздействием.

В настоящее время происходит становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи лицам с нарушениями развития.

Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной) и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации людей, нуждающихся в особой поддержке.

Социальная помощь осуществляется через социальную педагогическую деятельность - это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания, при учете влияния всех социальных институтов и субъектов воспитания и социальной помощи. Отклонения в развитии приводят к «выпадению» (Л.С. Выготский) человека из социально и культурно обусловленного пространства, осложняют процесс его социализации.

Социализация как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Трактуется по-разному (1 - как научение, 2 - как социальное взаимодействие, 3 - как самоактуализация и самореализация)

Социальная реабилитация как процесс включения аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Социальная адаптация как приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.

Основные благоприятные условия социализации:

- широкое применение системы специального оборудования.

Содержание работы социального педагога по оказанию помощи и поддержки лиц с нарушениями в развитии:

- формирование здоровых воспитывающих отношений в социуме;

- организация правового, коррекционного просвещения педагогов, родителей, воспитанников;

- сотрудничество с представителями государственных, общественных, образовательных и др. учреждений, муниципальными службами и иными предприятиями и организациями по интересам воспитанников;

- патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи (Н.М. Назарова)

Если социализация протекает благоприятно, то человек достигает социальной зрелости.

Социальная зрелость включает в себя: 1) сформированность чувства общности (умение усваивать общественные нормы и правила, коммуникативные умения); 2) адекватное восприятие окружающего мира (по факту), здесь важна сформированность эмоционально-волевой сферы, воображения, различных сторон интеллекта, сферы сознания; 3) индивидуализация; 4) сформированность основных видов деятельности.

Структура современной системы социально-педагогической помощи людям, имеющим нарушения в развитии: государственный сектор; муниципальный сектор; негосударственный сектор.

Основные стратегии государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с нарушениями в развитии

Предоставление всем детям, имеющим недостатки в развитии доступного, и качественного образования, для того, чтобы они могли стать полноценными членами общества, способными самостоятельно обеспечить себя и по возможности исполнять свои гражданские обязанности.

Поддерживание и сохранение единства общества; защита от чувства заброшенности и отчужденности. Побуждения общества к терпимости и заботе об инвалидах.

Смягчение социальных последствий для человека из-за его дефекта, благодаря коррекционному обучению, профилактике здорового образа жизни, разумного планирования семьи и др.

Начало развития системы социальной защиты в нашей стране положено в 1990 г., когда был сформирован Комитет по делам семьи и демографической политики. Важное место в современной государственной системе социальной защиты отводится целевым программам (региональным и федеральным). Например, «Дети-инвалиды».

Реализация мероприятий этих программ должна привести к качественному изменению положения лиц с нарушениями в развитии в структуре российского общества.

Закрыть