Тема 15. Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми и подростками с РДА
Специфика организации социально-педагогической деятельности с детьми, страдающими РДА, состоит в том, что она, прежде всего, должна быть направлена на развитие их коммуникативной деятельности, развитие социокультурных навыков.
Система помощи лицам с аутизмом начала впервые формироваться в США и Западной Европе в середине 60-х годов. Она строилась в основном на оперантном обучении (поведенческая терапия) и ТЕАССН - программах.
В отечественной практике наиболее известна предложенная К.С. Лебединской и О.С. Никольской, методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.
Социальное воспитание аутичных детей строится исходя из:
- тяжести и глубины психического расстройства;
- максимально ранней диагностики;
- включенной активности родителей в работу с ребенком;
- динамика в выборе средств, методов социально-педагогической деятельности;
- активной коррекционно-развивающей среды, организованной на основе комплексного мультидисциплинарного подхода.
Оценить способности к социальной адаптации и социализации всей категории лиц с РДА не представляется возможным из-за больших различий в диапазоне уровней их интеллектуального, коммуникативного развития.
Принципы организации коррекционной помощи ребенку с РДА:
- подключение к аутостимуляциям ребенка (объединение сенсорного поля и взаимодействия с близкими в единую систему);
- адекватная оценка реального эмоционального возраста ребенка и соответственное взаимодействие на его эмоциональном уровне;
- точное определение возможного уровня взаимодействия с окружающими;
- регулярная помощь специалистов в квалифицированном оценивании динамики развития ребенка;
- развитие механизма привязанности к матери с одновременным подключением других близких людей.
Основные приемы правильной организации среды пребывания аутичного ребенка:
поддержание специального аффективного режима (физически сформировавшегося стереотипа каждого дня, речевое озвучивание всех этапов жизнедеятельности, связывание отдельных впечатлений в единую цепь);
сенсорная организация пространства (использование раздражителей, повышающих эмоциональный тонус, тех, к которым привязан ребенок, использование чувствительности к строению и организации сенсорного поля);
использование аутостимуляций ребенка.
Направления коррекционной работы
- Установление эмоционального контакта (выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может; спокойно заниматься тем, что ему может понравится; общая спокойная обстановка и благоприятный психологический климат; наблюдение за реакциями ребенка: как ваши действия отражаются на его состоянии). Все эти приемы направлены на то, чтобы вновь пробудить радость от общения.
- Преодоление аффективной патологии (тревожности, сверхчувствительности, страхов и др.) А) Как поднять психическую активность? Избегать перевозбуждения, постепенно заинтересовывая, уходить от механичности обслуживания. Он должен полюбить свой быт, все, что его окружает. Б) Как преодолеть страхи? Подбадривать, подчеркивать умения, силу и храбрость ребенка. Игры, освобождающие от страхов. «Построй где хочешь нору, (вагон, домик, крепость и т.д.), где нам будет безопасно, уютно». Бытовые игры со «страшными» игрушками. В) Как относится к не обычным пристрастия (аутостимуляторная активность)? Не подкреплять их отрицательными эмоциями, не говорить о них в присутствии ребенка. Не наказывать, не ругать. Отвлекать, переключать внимание. Г) Как быть с агрессией (три вида: к себе, к окружающим, генерализованная)? Не наказывать, не отвечать ответной агрессией. Игнорировать. Изолировать. Найти благополучное и социально правильное разрешение пугающей ситуации, вызвавшей агрессию.
- Формирование целенаправленной деятельности и поведения. Единство требований взрослых. Единый режим дня. Опора на удовольствия. Опора на стереотипы и предметы, к которым привязан ребенок. Работа по социализации (отработка стереотипов поведения, усвоение распорядка дня с постепенным усложнением.
- Стимуляция речевой активности. Выразительность и эмоциональность речи взрослых их артикуляции и жестов. Использование стихов, сказок, эхолалии. Постоянное объяснение того, что происходит вокруг. Вовлекать ребенка в обсуждение планов на будущий день. Игры, упражнения типа «судья спортивной игры», «руководитель действиями взрослого», «познаем окружающий мир», «учимся бытовым навыкам», «готовимся к школе» и др.
Литература
Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001.
Е.Р. Баянская. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста // Дефектология. - 1999. - № 1.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.:Академия, 2000.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2001.