Тема 4. Диагностика школьной дезадаптации
В предыдущем материале было выявлено, что динамика и тенденция развития ребенка напрямую связаны с внешними воздействиями на него. Это обязывает учителя, работающего в системе коррекционно-развивающего образования, усилить свое внимание к каждому ученику для того, чтобы избежать ошибок в способе воздействия.
Если педагогическое воздействие строится с учетом уровня развития, достигнутого на предыдущем этапе жизни ребенка, опирается на сильные стороны его личности, учитывает важные для развития особенности окружающей среды, то эти воздействия обеспечивают успешное включение ребенка в учебную деятельность, благополучную адаптацию его в школьной среде, способствуют формированию положительных черт характера.
И наоборот. Если в процессе обучения уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности учитываются мало или не учитываются вовсе, то исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают серьезные упущения, компенсировать которые впоследствии очень сложно.
Избежать такого результата образования помогает педагогическая диагностика школьной дезадаптации — распознавание, выявление, измерение уровня развития школьных умений, знаний и навыков.
Назначение педагогической диагностики: определить актуальный уровень развития ребенка.
Диагностика помогает своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптационных нарушений или их начальные проявления.
Функция педагогического диагностирования школьной дезадаптации ~ создание условий наиболее благоприятных для профилактики школьной дезадаптации и коррекции возникших нарушений.
Умение наблюдать за ростом личности, владеть методами оценки разных сторон этого развития в соотнесении с возрастными нормами и конкретной динамикой развития конкретного ребенка, быть способным педагогически квалифицировать проблему, конкретную трудность ребенка, иметь представление о путях ее преодоления - таковы задачи, которые стоят перед педагогом в осуществлении диагностики школьной дезадаптации.
Принципы педагогического диагностирования школьной дезадаптации:
- изучение ребенка в разнообразной деятельности и через деятельность;
- принцип систематичности;
- принцип комплексности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип объективности.
Формы организации диагностических процедур:
индивидуальная, фронтальная.
Методы диагностической деятельности:
- педагогическое тестирование, анкетирование;
- целенаправленное наблюдение;
- беседа;
- изучение продуктов детской деятельности;
- обучающий эксперимент;
- анализ медицинской документации ребенка и др.
Формы учета и оформления данных диагностик (динамики развития ребенка): характеристика, педагогическое заключение, дневник наблюдений, коррекционный журнал, социальная карта развития ребенка и др.
Обобщение полученных данных производится с опорой на следующие критерии: 1) здоровье, 2) социальная и психолого-педагогическая готовность к школе (желание учиться в школе, учебная мотивация, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организованность поведения, кругозор, развитие речи); 3) развитие школьно значимых психофизиологических функций (фонематический слух, пространственная ориентация, мелкая моторика рук, зрительное восприятие, связь «глаз-рука»); 4) развитие психологических предпосылок учебной деятельности (познавательная активность, сформированность интеллектуальных умений, произвольность деятельности, темп деятельности).
Начальное изучение поступивших в школу детей - это важная задача., которая требует хорошо скоординированных усилий всех лиц, непосредственно общающихся с ребенком (родители, воспитатели ДОУ, учителя, психологи и др.) Задача координации их усилий решается школьным консилиумом.
Задача консилиума на этом этапе состоит в том, чтобы организовать сбор надежной и как можно более полной информации о ребенке. На основе собранных данных выявить в предварительном порядке детей с недостаточным уровнем школьной зрелости, потенциальную группу риска, провести специальное изучение этих детей, с целью определения уровня их развития, конкретных проблем, оптимальных форм и видов коррекционно-развивающей помощи.
Основные факторы, способные стать причинами школьной неуспеваемости:
- недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность (П.П. Блонский);
- длительная и массивная психическая депривация (А.Л. Венгер, Е.В. Филипова и др.);
- соматическая ослабленность ребенка (Е.К. Глушкова, Д.Н. Исаев и др.);
- нарушение формирования отдельных психических функций и психических процессов (Т.В. Егорова, А.Н. Цымбалюк и др.);
- нарушение в формировании школьных навыков (Р.Е. Левина и др.);
- двигательные нарушения (Н.И. Озерецкий и др.);
- эмоциональные расстройства (Л.С. Славина и др.).
При изучении ребенка нужно помнить, считал П.П. Блонский, что академическая неуспеваемость представляет собой следствие проблем накопившихся в развитии ребенка на этапе дошкольного детства. В еще большей степени это относится к другим типам возможных адаптационных нарушений - нарушениям здоровья, личностного развития.
Основными показателями низкого уровня адаптационных возможностей служат:
- отклонения в соматическом и нервно-психическом здоровье ребенка;
- недостаточный уровень его социальной и психолого-педагогической готовности к школе;
- недостаточная сформированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности.
Приступая к изучению детей, школа должна провести предварительную работу с родителями. Важно, чтобы родители поняли, что коррекционно-развивающее образование - это способ адресной помощи их ребенку, что это создание для их ребенка наиболее благоприятных условий развития.
Литература
- Поваляев М.А. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. -С. 111-120.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М: Академия, 2001. - С. 17- 34.
- Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. - СПб., 2000.
- Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. - М.: Аркти, 1999.