Практическая работа: Понятие, принципы, содержание, формы организации коррекционно-развивающего образовательного процесса.
Вопросы для обсуждения
- Понятие, цель коррекционно-развивающего образования.
- Принципы и формы организации коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- Цели и содержание коррекционной программы.
Задание студентам:
1. Составить примерную коррекционную программу для ребенка с проявлениями школьной дезадаптации.
Методические рекомендации: при составлении программы учитывайте ее содержание (по Г.Ф. Кумариной), включите все структурные блоки:
- охрану здоровья ребенка и коррекцию психосоматических неблагополучий в его развитии медико-клиническими и педагогическими методами работы;
- развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной (школьной) адаптации - осознание своей новой социальной роли и возлагаемых обязанностей в связи с ней, ответственности, умение строить свое поведение в соответствии с правилами среды, адекватно вести себя в меняющейся жизненной ситуации;
- формирование учебной мотивации, постепенное замещение первичного внешнего интереса к школе познавательными интересами;
- развитие необходимого уровня психофизиологических функций;
- обогащение кругозора и развитие речи;
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (самостоятельности, познавательной активности, произвольности и др.);
7)формирование учебной деятельности детей и коррекция недостатков в основных ее структурных звеньях (информационно-ориентационном, оперативно-исполнительском, контрольно-оценочном).
Используйте коррекционные упражнения, предлагаемые Г.Ф. Кума-риной(с. 178-282).
Литература
- Поваляев М.А. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. -С. 103-120.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001. - С. 17-34.
- Психологии детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. - СПб., 2000.
- Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. -М: Аркти, 1999.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. Yl . Br Дубровиной . -М.: Академия, 1998.
- Основы коррекционной педагогики / Гонеев А.Д. и др. - М.: Академия, 2001. -С. 26-39.