В 1980-е годы в отечественной педагогике возникает понятие «интеграция», явившееся следствием продолжительного развития интегративных процессов в образовании. Межпредметные связи значительно повышают требования к специалисту и ставят перед ним трудновыполнимые задачи. Педагог стремится минимизировать проблемное поле своей профессиональной деятельности. Однако его научная специализация и его умение работать в русле только одной учебной дисциплины не позволят ему в достаточной мере реализовать концепцию межпредметных связей.
Сложная структура дефекта, комплексный характер нарушений психического развития у детей обусловливают интегрированный подход к решению проблем дезадаптированных детей. Необходимо использовать как минимум четыре уровня интегративного подхода:
Медико-клинический подход раскрывает вопросы этиологии аномального развития: физиологические особенности, симптомы; исследует способы клинического диагностирования дефекта, подходы к его классификации и медицинские способы коррекции дефекта развития.
Психологический подход устанавливает картину аномального психического развития, раскрывает особенности эмоционально-волевой, интеллектуальной деятельности и особенности формирования личности, связанные с дефектом развития. Разрабатывает методы психологического диагностирования и методы психологической коррекции.
Педагогический подход рассматривает проблемы аномальных детей с точки зрения формирования знаний, умений, навыков. Определяет методы педагогического диагностирования, методы, принципы и приемы педагогической коррекции.
Соииологическип подход анализирует проблему с точки зрения социальной оценки существующего явления: отношение общества к детям-инвалидам, социальная ситуация развития таких детей, трудности социальной адаптации, профессиональной подготовки.
К интегральным образовательным системам предъявляется ряд требований:
- коррекционно-развивающее содержание необходимо компоновать так, чтобы придавать системе определенную целостность, обеспечивающую системность, последовательность, доступность материала;
- должна происходить последовательная интеграция знания и сознания ребенка, при этом ведущим фактором является сознание ребенка;
смысловым и организационным центром образования становится сам ребенок.