Документ без имени

Тема 7. Проблемное поле специальной педагогики

Специальная педагогика (образовано от английского корня special - особый, индивидуальный) - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Объект специальной педагогики: ребенок, подросток, взрослый с проблемами в развитии. Предмет специальной педагогики: специальное образование или создание условий для развития, адаптации, реабилитации людей, имеющих проблемы развития.

Научная база специальной педагогики - дефектология.

Задачи специальной педагогики:

Структура специальной педагогики: дошкольная; школьная; специальная педагогика взрослых.

Основные теоретические положения специальной педагогики:

Принципы специальной педагогики: 1) гуманизма; 2) оптимизма; 3) индивидуально-личностного подхода; 4) принцип преемственности.

Отрасли специальной педагогики:сурдопедагогика; тифлопедагогика; олигофренопедагогика; логопедия.

Сурдопедагогика - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с грубыми нарушениями слуха. Первым высказал мысль об обучении глухих Аристотель. Затем в шестнадцатом веке обучение глухих с помощью письменной формы речи пропагандирует итальянский ученый Д. Кардано. В России первые специальные учреждения для глухих были открыты в начале 19 века. На рубеже 19-20 веков сложилась собственная система обучения детей с грубыми нарушениями слуха - использовалась устная речь в сочетании с ручной азбукой - дактилологией. С начала 1970-х годов ведутся исследования по развитию остаточного слуха. Методика строится на использовании устной, письмен­ной речи, дактилологии, невербальных коммуникаций. Происходит дифференцированное обучение детей с разной степенью нарушения слуха.

Тифлопедагогика - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию ипрактику образования лиц с глубокими нарушениями зрения. Начало было положено В. Гаюи в 1784 г., который основал в Париже первый институт для слепых детей. На рубеже 18-19 века в Австрии, Германии, Великобритании, США были созданы школы для слепых. В сере­дине 19 века получил распространение рельефно-точечный шрифт, созданный Л. Брайлем. В России школа для слепых была открыта в Санкт-Петербурге в 1807 г. Наиболее важная задача тифлопедагогики рациональное использование и развитие в процессе обучения остаточного зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений.

Олигофренопедагогика - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с интеллектуальными дефектами. Первые попытки обучения и воспитания умственно отсталых были сделаны во Франции. В начале 19 века Ж. Итаром. В середине 19 века французский врач Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медико-педагогической системы свои знания в воспитании слабоумных детей. Становление олигофренопедагогики в России связано с именем Е.К. Грачевой, В.П. Кащенко, М.П. Постовской им принадлежала заслуга создания первых учреждений для слабоумных. Значительную роль в развитие оли­гофренопедагогики внесли Ф. Лесгафт, В. Бехтерев, Г. Россолимо. Олигофренопедагогика определяет оптимальные средства коррекции познавательной сферы и личности умственно отсталых, их профподготовки и социальной адаптации.

Логопедия - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц, имеющих грубые нарушения речи.Логопедии так же принадлежит разработка научных основ предупреждения и преодоления недостатков речи средствами воспитания и обучения. Первые попытки коррекции речевых нарушений были предприняты в 17 веке. Как самостоятельная наука логопедия сформировалась во второй половине 19 века.

Основные направления развития специальной педагогики на современном этапе:

1) научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы;

2) совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии;

3) отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы;

Основные категории специальной педагогики: специальное образование, коррекционно-воспитательная работа, специальное обучение, специальное воспитание, абилитация, реабилитация.

Специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.

Коррекционно-воспитательная работа - система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.

Специальное воспитание - специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии, с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

Литература

Проверочные задания

Программированный опрос

  1. Что из названного является объектом специальной педагогики: а) человек, имеющий нарушения в психофизическом развитии; б) система методов, форм обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в развитии; в) психологические особенности развития людей, имеющих откло­нения.
  2. Всемерное использование потенциала возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, методов, форм воспитания: а) специальное воспита­ние; б) амплификация развития; в) ретардация развития.
  3. Отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с тяжелыми нарушениями слуха: а) сурдопедагогика; б) тифлопедагогика; в) олигофренопедагогика.

Специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии, с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду: а) специальное внушение; б) специальное образование; в)специальное воспитание.

Отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с тяжелыми поражениями зрения: а) тифлопедагогика; б) олигофренопедагогика; в) сурдопедагогика.