Тема 7. Проблемное поле специальной педагогики
Специальная педагогика (образовано от английского корня special - особый, индивидуальный) - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Объект
специальной педагогики: ребенок, подросток, взрослый с проблемами в развитии. Предмет специальной педагогики: специальное образование или создание условий для развития, адаптации, реабилитации людей, имеющих проблемы развития.
Научная база специальной педагогики - дефектология.
Задачи специальной педагогики:
- изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
- определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;
- определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;
- изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;
- разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;
- изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования;
- исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.
Структура специальной педагогики: дошкольная; школьная; специальная педагогика взрослых.
Основные теоретические положения специальной педагогики:
- оптимистический подход к развитию личности человека, имеющего отклонения в развитии;
- человек с дефектами - существо развивающееся;
- специальное обучение - мощный двигатель развития;
- необходимость учета сензитивных периодов развития и ведущего типа деятельности;
- амплификация развития.
Принципы специальной педагогики: 1) гуманизма; 2) оптимизма; 3) индивидуально-личностного подхода; 4) принцип преемственности.
Отрасли специальной педагогики:сурдопедагогика; тифлопедагогика; олигофренопедагогика; логопедия.
Сурдопедагогика - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с грубыми нарушениями слуха. Первым высказал мысль об обучении глухих Аристотель. Затем в шестнадцатом веке обучение глухих с помощью письменной формы речи пропагандирует итальянский ученый Д. Кардано. В России первые специальные учреждения для глухих были открыты в начале 19 века. На рубеже 19-20 веков сложилась собственная система обучения детей с грубыми нарушениями слуха - использовалась устная речь в сочетании с ручной азбукой - дактилологией. С начала 1970-х годов ведутся исследования по развитию остаточного слуха. Методика строится на использовании устной, письменной речи, дактилологии, невербальных коммуникаций. Происходит дифференцированное обучение детей с разной степенью нарушения слуха.
Тифлопедагогика - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию ипрактику образования лиц с глубокими нарушениями зрения. Начало было положено В. Гаюи в 1784 г., который основал в Париже первый институт для слепых детей. На рубеже 18-19 века в Австрии, Германии, Великобритании, США были созданы школы для слепых. В середине 19 века получил распространение рельефно-точечный шрифт, созданный Л. Брайлем. В России школа для слепых была открыта в Санкт-Петербурге в 1807 г. Наиболее важная задача тифлопедагогики рациональное использование и развитие в процессе обучения остаточного зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений.
Олигофренопедагогика - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с интеллектуальными дефектами. Первые попытки обучения и воспитания умственно отсталых были сделаны во Франции. В начале 19 века Ж. Итаром. В середине 19 века французский врач Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медико-педагогической системы свои знания в воспитании слабоумных детей. Становление олигофренопедагогики в России связано с именем Е.К. Грачевой, В.П. Кащенко, М.П. Постовской им принадлежала заслуга создания первых учреждений для слабоумных. Значительную роль в развитие олигофренопедагогики внесли Ф. Лесгафт, В. Бехтерев, Г. Россолимо. Олигофренопедагогика определяет оптимальные средства коррекции познавательной сферы и личности умственно отсталых, их профподготовки и социальной адаптации.
Логопедия - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц, имеющих грубые нарушения речи.Логопедии так же принадлежит разработка научных основ предупреждения и преодоления недостатков речи средствами воспитания и обучения. Первые попытки коррекции речевых нарушений были предприняты в 17 веке. Как самостоятельная наука логопедия сформировалась во второй половине 19 века.
Основные направления развития специальной педагогики на современном этапе:
1) научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы;
2) совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии;
3) отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы;
- совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы;
- совершенствование системы управления и организации коррекционно-педагогической работы в системе специального образования.
Основные категории специальной педагогики: специальное образование, коррекционно-воспитательная работа, специальное обучение, специальное воспитание, абилитация, реабилитация.
Специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.
Коррекционно-воспитательная работа - система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.
Специальное воспитание - специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии, с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.
Литература
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000.
- Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М: Академия, 2001.
- Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. - М.: Арграф, 1996 .
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Академия, 1999 .
- Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1999.
- Основы коррекционной педагогики. А.Д. Гонеев и др. - М.: Академия, 2001.
- Словарь-справочник. Дефектология. / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996.
- Словарь-справочник. Коррекционная педагогика и специальная психология / Составитель Н.В. Новотворцева. - М.: Академия развития , 1999.
- Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001
- Поваляев М.А. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Зайцев И.А., Кукушин B . C ., Ларин Г.Г. и др. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д: Март, 2002.
Проверочные задания
- Педагогический диктант по основным понятиям темы.
- Составление схемы связи специальной педагогики с другими областями знаний.
- Составление кроссворда по основным понятиям темы.
Программированный опрос
- Что из названного является объектом специальной педагогики: а) человек, имеющий нарушения в психофизическом развитии; б) система методов, форм обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в развитии; в) психологические особенности развития людей, имеющих отклонения.
- Всемерное использование потенциала возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, методов, форм воспитания: а) специальное воспитание; б) амплификация развития; в) ретардация развития.
- Отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с тяжелыми нарушениями слуха: а) сурдопедагогика; б) тифлопедагогика; в) олигофренопедагогика.
- Научная база специальной педагогики: а) психиатрия; б) возрастная педагогика; в) дефектология.
- Система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии: а) специальное обучение; б) коррекционно-воспитательная работа; в) реабилитационная работа.
Специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии, с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду: а) специальное внушение; б) специальное образование; в)специальное воспитание.
Отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с тяжелыми поражениями зрения:
а) тифлопедагогика; б) олигофренопедагогика; в) сурдопедагогика.