Тема 8. Основы дидактики специальной педагогики
Как и все люди, человек, имеющий нарушения в развитии, направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако этот путь отягощается его физическими и психическими недостатками. Поэтому важнейшими задачами являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии их коррекция и компенсация средствами образования. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением специфических образовательных потребностей.
Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии. Специальное образование глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечный результат которого будет зависеть:
- от характера отклонений в развитии;
- количества сохранных функций и систем организма;
- времени возникновения и степенью тяжести нарушения;
- социокультурных и этнокультурных условий жизнедеятельности человека;
- желания и возможности семьи участвовать в процессе специального образования;
- количества и качества собственной активности субъекта специального образования.
Специальные образовательные условия предусматривают:
- наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);
- индивидуальный педагогический подход, учет особенностей каждого ребенка, структуры его дефекта;
- адекватную среду жизнедеятельности;
- наличие квалифицированных специалистов разного профиля для проведения коррекционно-педагогического процесса;
- предоставление дополнительных услуг (медицинских, психологических, социальных).
Принципы специального образования: педагогического оптимизма; ранней педагогической помощи; коррекционно-компенсирующей направленности обучения; социально-адаптирующей направленности образования; развития мышления, языка и коммуникаций как средств специального образования; личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании; дифференцированного и индивидуального подхода.
Принципы, содержание, условия специального образования реализуются в соответствующих формах, средствах, методах специального обучения и воспитания.
Формы организации специального обучения
Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования:
1) музыкальные; 2) изобразительные; 3) ручной труд; 4) художественно-речевая деятельность; 5) театрализованно-игровая деятельность.
Методы специального обучения
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (перцептивные, гностические, логические);
- методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности (дидактические игры, занимательные упражнения и др.);
- методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
Отбор и композиция методов определяется возрастными, индивидуальными особенностями, структурой органических и функциональных нарушений в развитии, количеством сохранных функций, возможностями и способностями ребенка. Процесс обучения в специальных учреждениях неотрывен от процесса воспитания, которому отдается больший приоритет.
Содержанием воспитания детей, имеющих нарушения в развитии, является:
- воспитание адекватной установки к себе (своему дефекту) и окружающим;
- воспитание специальных умений и навыков познавательной деятельности и общения в условиях сенсорной и интеллектуальной депривации;
- воспитание ученика в развивающейся среде;
- воспитание члена подрастающего молодого сообщества;
- воспитание жителя своего города;
- воспитание гражданина России;
- воспитание семьянина;
- воспитание гуманистического типа отношений между людьми.
Методы, применяемые в системе специального воспитания
информационные |
практическо-действенные |
побудительно-оценочные |
беседа, консультирование средства массовой информации, примеры из жизни |
приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд |
педагогическое поощрение, внушение, убеждение, оценивание |
литература, искусство, экскурсии, встречи |
изо и художественная деятельность, арттерапия, сказкотерапия, психодрамма |
педагогическое порицание, осуждение, наказание |
Литература
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994.
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. - М., 1999.
- Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1999.
- Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. - М.: Академия, 2001.
- Словарь-справочник. Дефектология / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996 .
- Словарь-справочник. Коррекционная педагогика и специальная психология / Сост. Н.В. Новотворцева. - М.: Академия развития , 1999.
- Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001.
- Поваляев М.А. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
10) Зайцев И.А., Кукушин B . C ., Ларин Г.Г. и др. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д: Март, 2002.
Проверочные задания
- Контрольная работа.
- Конспекты раскрытия сущности принципов специального образования из книги «Специальной педагогики» / Под. Ред. Н.М. Назаровой (с.127-135).
- Составление таблицы становления специального образования, при помощи «Специальной педагогики» / Под ред. Н.М. Назаровой (с. 87-114).
период |
основные идеи, изменения, направления развития |
знаменитые люди |
вклад |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программированный опрос
1)
Наличие современных специально-образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих):
а) условие специального образования;
б) содержание специального образования;
в) задача специального образования.
2) Принцип, основывающийся на гуманистическом мировоззрении, вере в достижении успеха, утверждает, что необучаемых детей нет, детей с нарушениями в развитии можно успешно развивать и социально адаптировать:
а) принцип ранней педагогической помощи;
б) социально-адаптирующей направленности;
в) педагогического оптимизма.
3) Музыка, изобразительная деятельность, игра, труд:
а) средства специального обучения;
б) формы специального обучения;
в) методы специального обучения.
- С каким периодом становления специального образования связано появление первых школ для слепых ( 1807 г., В. Гаюи): а) 5; б) 2; в) 3.
- Принцип предполагает опору на здоровье и силы обучающегося, построение образовательного процесса с учетом использования сохранных функций и анализаторов, в соответствии со спецификой природы недостатка развития:
а) принцип социально-адаптирующей направленности;
6) принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
в) коррекционно-компенсирующей направленности.
6) С каким периодом становления специального образования связано развитие и дифференциация системы специального образования (начало XX столетия), введение всеобщего специального образования: а) 1; б) 3; в) 5.
7) Специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии, с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду:
а) специальное воспитание;
б) специальное образование;
в) специальное обучение.
8) Этот принцип специального образования, предусматривающий учет индивидуальных особенностей ребенка, структуры его дефекта. Направлен на организацию благоприятных условий обучения и воспитания:
а) дифференцированного и индивидуального подхода;
б) деятельностного подхода;
в)необходимостиспециальногопедагогическогоруководства.