Тема 9. Общие теоретические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии

На грани двух тысячелетий, в условиях глубоких социальных перемен, происходящих в России, идет перестройка психологии человека. И если для одних такие преобразования происходят сравнительно легко, то для других они становятся очень трудными, особенно если это связано с дефектами психофизического развития. Здесь на помощь может прийти коррекционно-воспитательная работа.

Коррекционная педагогика изучает процесс оказания помощи по исправлению недостатков развития.

Коррекционно-воспитательная работа - это система специальных педагогических мероприятий, направленная на преодоление или ослабление недостатков развития.

Содержание коррекционной работы, по Л. С. Выготскому, - создание ЗБР личности и деятельности человека.

Основная цель коррекционной работы - нормализация общей жизнедеятельности ребенка, имеющего дефекты в развитии.

Основная задача - психолого-педагогическая коррекция (исправление) недостатков в развитии. Полностью исправить можно только функциональные недостатки, органические полной коррекции не поддаются, но их можно сгладить, ослабить.

Основные исходные положения коррекции поведения и психического развития детей:

- применение гуманистических технологий коррекционного вмешательства с осознанием ребенком изменений, происходящих в его поведении и сознании.

Некоторые подходы к психолого-педагогической коррекционной работе:

Принципы коррекционной работы

Условия коррекционно-воспитательной работы

При планировании коррекционных мероприятий необходимо организовать психолого-медико-педагогическое сотрудничество с родителями ребенка. Специалисты должны помочь им понять содержание профилактической работы, увидеть в ней свои функции и освоить коррекционные упражнения. Цель такого взаимодействия перестройка семейного воспитания.

Основными путями взаимодействия будут:

Примерная программа организации индивидуальной коррекционно-воспитательной работы может включать: 1) изменение условий семейного воспитания, 2)совершенствование воспитательно-образовательной работы с группой (классом), 3)помощь ребенку в личностном росте.

Примерная структура коррекционной программы - цель, задачи, критерии отбора в коррекционную группу, направления коррекционной работы и этапы программы, организация занятий (частота, количество на весь учебный год, время в часах, сроки проведения, возраст и количество участников, типы, виды занятий.), список игр и упражнений, критерии эффективности программы (повторная диагностика).

Характер протекания и качественные изменения нарушений будет зависеть от: степени тяжести дефекта, времени начала коррекционного вмешательства, возраста ребенка и общего состояния здоровья, точности и правильности постановки диагноза, грамотности планирования коррекционных задач, методов, средств.

При составлении коррекционно-воспитателъных программ необходимо помнить:

Требования к коррекционным программам определяются принципами коррекции. Коррекционная программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности нескольких специалистов, которые учитывают рекомендации друг друга.

Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостности личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включает:

- направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);

- способности (общие, специальные, одаренность, талант);

- характер (отношение к себе, к миру, к людям, волевые качества). При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является мотивация. У ребенка структура личности только формируется, ее составляющие развиваются неравномерно. Коррекционные программы призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структур личности как единого целого.

При этом работа может идти как с самим ребенком, так и с его окружением.

Коррекционная работа должна строится не как простая тренировка, а как целостная осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка.

Очень важно, чтобы коррекция носила опережающий, развивающий характер, давать ребенку возможность ощутить себя перспективным.

Специфика конкретных задач, формы проведения коррекционной работы будут зависеть от типа детского учреждения, которое посещает ребенок.

Литература

???????@Mail.ru
Закрыть