На грани двух тысячелетий, в условиях глубоких социальных перемен, происходящих в России, идет перестройка психологии человека. И если для одних такие преобразования происходят сравнительно легко, то для других они становятся очень трудными, особенно если это связано с дефектами психофизического развития. Здесь на помощь может прийти коррекционно-воспитательная работа.
Коррекционная педагогика изучает процесс оказания помощи по исправлению недостатков развития.
Коррекционно-воспитательная работа - это система специальных педагогических мероприятий, направленная на преодоление или ослабление недостатков развития.
Содержание коррекционной работы, по Л. С. Выготскому, - создание ЗБР личности и деятельности человека.
- систематическое наблюдение, внимание и фиксация изменений в развитии;
- отбор диагностических методик для изучения личности, поведения и деятельности ребенка;
- выявление причин, вызывающих нарушения в развитии;
- определение и обоснование направлений работы по преодолению недостатков в развитии.
Основная цель коррекционной работы - нормализация общей жизнедеятельности ребенка, имеющего дефекты в развитии.
Основная задача - психолого-педагогическая коррекция (исправление) недостатков в развитии. Полностью исправить можно только функциональные недостатки, органические полной коррекции не поддаются, но их можно сгладить, ослабить.
Основные исходные положения коррекции поведения и психического развития детей:
- осознание педагогом уникальности ребенка, понимание поиска им своего направления в развитии, определения своего места в жизненном пространстве;
- осуществление сугубо индивидуальной, ориентированной на конкретную личность, поддержки;
- применение гуманистических технологий коррекционного вмешательства с осознанием ребенком изменений, происходящих в его поведении и сознании.
Некоторые подходы к психолого-педагогической коррекционной работе:
- психо-динамический (основанный на воздействии на причину нарушения);
- поведенческий (основанный на поведенческой терапии);
- гуманистический (основанный на активности самого субъекта).
Принципы коррекционной работы
- Единства коррекции и развития.
- Единства возрастного и индивидуального развития.
- Единства диагностики и коррекции.
- Деятельностный принцип осуществления коррекции.
- Подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному.
Условия коррекционно-воспитательной работы
- гуманизация целей, принципов, методов коррекционной работы;
- использование комплексного подхода в коррекционной работе;
- создание условий для охраны и укрепления здоровья;
- включение в разнообразные виды деятельности в коррекционной работе;
- воспитание потребности в общении с окружающими;
- поддержка творчества и фантазирования;
- дифференцированное объединение детей в подгруппы для коррекции;
- использование современных дидактических пособий, ТСО, музыки, игр, средств искусства и др.
При планировании коррекционных мероприятий необходимо организовать психолого-медико-педагогическое сотрудничество с родителями ребенка. Специалисты должны помочь им понять содержание профилактической работы, увидеть в ней свои функции и освоить коррекционные упражнения. Цель такого взаимодействия перестройка семейного воспитания.
Основными путями взаимодействия будут:
- совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей и одновременно научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;
- совместное программирование содержания профилактической работы и коррекционной помощи;
- совместная практическая деятельность по реализации, намеченной программы.
Примерная программа организации индивидуальной коррекционно-воспитательной работы может включать: 1) изменение условий семейного воспитания, 2)совершенствование воспитательно-образовательной работы с группой (классом), 3)помощь ребенку в личностном росте.
Примерная структура коррекционной программы - цель, задачи, критерии отбора в коррекционную группу, направления коррекционной работы и этапы программы, организация занятий (частота, количество на весь учебный год, время в часах, сроки проведения, возраст и количество участников, типы, виды занятий.), список игр и упражнений, критерии эффективности программы (повторная диагностика).
Характер протекания и качественные изменения нарушений будет зависеть от: степени тяжести дефекта, времени начала коррекционного вмешательства, возраста ребенка и общего состояния здоровья, точности и правильности постановки диагноза, грамотности планирования коррекционных задач, методов, средств.
При составлении коррекционно-воспитателъных программ необходимо помнить:
Требования к коррекционным программам определяются принципами коррекции. Коррекционная программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности нескольких специалистов, которые учитывают рекомендации друг друга.
Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостности личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включает:
- направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);
- способности (общие, специальные, одаренность, талант);
- характер (отношение к себе, к миру, к людям, волевые качества). При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является мотивация. У ребенка структура личности только формируется, ее составляющие развиваются неравномерно. Коррекционные программы призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структур личности как единого целого.
При этом работа может идти как с самим ребенком, так и с его окружением.
Коррекционная работа должна строится не как простая тренировка, а как целостная осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка.
Очень важно, чтобы коррекция носила опережающий, развивающий характер, давать ребенку возможность ощутить себя перспективным.
Специфика конкретных задач, формы проведения коррекционной работы будут зависеть от типа детского учреждения, которое посещает ребенок.
Литература
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - С. 9-24.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. — М.: Академия, 1999.
- Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1999.
- Основы коррекционной педагогики. А.Д. Гонеев и др. - М.: Академия, 2001.- С. 25-41.
- Словарь-справочник. Дефектология / Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Новая школа, 1996 .
- Словарь-справочник. Коррекционная педагогика и специальная психология /Составитель Н.В. Новотворцева. - М.: Академия развития, 1999.
- Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001.
- Зайцев И.А., Кукушин B . C ., Ларин Г.Г. и др. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д: Март, 2002.