Документ без имени

Раздел 1

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: БЕСЕДА, СБОР АНАМНЕЗА, ПОСТРОЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ

Начало психодиагностического исследования предпо­лагает, как правило, ситуации двух типов. Первый — это наличие запроса родителей или педагогов, а второй — собственная инициатива психолога, возникшая в ходе плановых мероприятий с воспитанниками образователь­ного учреждения.

После определения необходимости психологической диагностики специалист приступает к первому этапу под­готовки диагностической работы — беседе с родителями. Грамотно построенная беседа позволяет психологу не только привлечь внимание родителей к проблеме ребен­ка, но и обеспечивает впоследствии их поддержку в ходе коррекционной работы. Важно, чтобы в процессе беседы родители смогли составить себе ясное представление о предстоящих диагностических мероприятиях и имели воз­можность задать психологу интересующие их вопросы.

Следующий подготовительный этап обследования — это сбор психологического анамнеза. Мы склонны согласиться с Н. Я. Семаго и М. М. Семаго в том, что психологический анамнез, в особенности для аномального ребенка, в опреде­ленной степени сближается с «анамнестическим подходом, принятым в медицине» (Семаго Н. Я., Семаго М. М., 2005, с. 74). Однако этот этап исследования сохраняет и отличное от медицинского специфическое содержание.

Чем младше обследуемый ребенок, тем более при­стальное внимание психолог должен уделить сбору ин­формации о пренатальном и катальном периодах его развития. Желательно, чтобы эти сведения были получены непосредственно от матери, так как даже близкие родс­твенники (отец, бабушка) не всегда могут иметь точные данные. Рассмотрим примерную схему сбора информации об особенностях протекания беременности и родов.

1. Возраст матери и отца на момент рождения ребенка.

2. Состояние здоровья родителей (наследственные, хронические болезни, перенесенные инфекционные заболевания).

3. Наличие у родителей вредных для здоровья привычек (алкоголь, никотин, наркотики и др.).

4. Отношение родителей к факту беременности (желан­ная, нежеланная).

5. Особенности взаимоотношений между будущими родителями, а также их отношений с ближайшими родственниками во время беременности.

6. Наличие неблагоприятных факторов протекания бе­ременности: угроза выкидыша, токсикозы, анемия плода, перенесенные матерью во время беременности заболевания, конфликт матери и плода по резус-фак­тору и т. д.

7. Специфика протекания родов: начало родовой де­ятельности в нормативные или ненормативные сро­ки; патологии родов (слабая родовая деятельность, «стремительные» роды и т. д.).

8. Состояние здоровья ребенка при рождении. Обычно информацию о жизнеспособности и состоянии здоро­вья новорожденного можно получить из медицинской карты ребенка, опираясь на результаты тестирования по шкале Апгар (физиологические рефлексы, мышеч­ный тонус, глубина дыхания и т. д.). 9. Время первого прикладывания ребенка к груди (Семаго И. Я., Семаго М. М., 2005, с. 77). Этот факт является объективным показателем здоровья ново­рожденного и обычно четко отслеживается молодыми мамами. Здесь же следует осведомиться и о сроках выписки мамы и малыша из родильного дома. Весьма важной для понимания специфики психи­ческого развития ребенка является информация о раннем постнатальном периоде. Особенно значима она для детей раннего и дошкольного возраста, так как на этих возрастных этапах качество и темп психического развития во многом обусловлен степенью благополучия ребенка в младенчестве. Обозначим примерный перечень вопросов для сбора введений об уровне психического и физического развития ребенка на первом году жизни.

1. Характер общего состояния ребенка (спокойный—беспокойный; устойчивость и продолжительность пери­одов сна и бодрствования, реакция на пеленание, на изменение привычного режима дня и т. д.).

2. Наличие неблагоприятных неврологических симптомов: "частые и обильные срыгивания, тремор подбо­родка и конечностей, фебрильные судороги и т. п.

3.Сроки моторного развития (удерживание головы в вертикальном положении, переворачивания, подъем на локтях, захватывание предметов и т. д.). Особое внимание следует уделить срокам становления вер­тикального положения тела и уровню развития ко­ординации движений у ребенка.

4. Характер реакции на другого человека: реакция на голос взрослого, поиск «пропавшего» взрослого, реаги­рование на прекращение контакта, выделение ребенком «знакомых» и «незнакомых» взрослых и др.

5. Особенности психоэмоционального развития: появ­ление «комплекса оживления», реакция на яркий предмет, поворот головы на человеческий голос, реакция на новизну, дифференциация основных эмоций близких людей, активные поиски контакта, понимание требований и др.

6. Специфика речевого развития: наличие активной во­кализации, спонтанная голосовая активность, гуление, ответные звуки, лепет, автономная речь и т. д.

7. Заболевания и травмы первого года жизни.

Период от года до трех лет — это тот возрастной этап, когда ребенок уже может посещать воспитательно-образовательное учреждение и его развитие становится предметом наблюдения специалистов. Кроме того, как показывает практика, некоторые родители в этот период начинают осознавать, что их двухлетнему или трехлетнему малышу необходима помощь специалиста, и обращаются за консультациями к педагогам и психологам. Схема сбо­ра психоанамнестических данных ребенка раннего возраста может выглядеть следующим образом:

1. Состав семьи, в которой воспитывается ребенок (отец, мать, бабушки, дедушки, старшие дети и другие бли­жайшие родственники, проживающие с ребенком в одном доме или принимающие активное участие в его воспитании).

2. Члены семьи, осуществляющие уход за ребенком и участвующие в процессе его воспитания (мама, ба­бушка, няня и т. п.).

3. Сроки поступления ребенка в ясли, характер адапта­ции к новым условиям (режиму дня, воспитателям, детскому коллективу).

4. Особенности жизни семьи ребенка: общая атмосфера семьи, изменения в структуре семьи, переезды, частое отсутствие родителей и т. п.

5. Специфика речевого общения: сроки начала упо­требления местоимения «я», использование в речи простых и сложных предложений, объем активного и пассивного словаря, нормативность звукопроизношения и т. д.

6. Развитие коммуникативной деятельности: с кем ребе­нок предпочитает общаться, как складываются отно­шения с незнакомыми людьми, специфика адаптации к детскому коллективу и т. д.

7. Эмоциональное развитие ребенка. Помимо рас­смотрения общих нормативных моментов развития необходимо особое внимание уделить выраженности агрессивных реакций и проявлений страха. Нали­чие нетипичных для данного возраста форм страха и агрессии свидетельствует о необходимости более подробного исследования психического развития ребенка.

8. Становление общих моторных функций: бег, прыжки, лазанье, ходьба, катание и бросание мяча, метание.

9. Формирование навыков самообслуживания: пользо­вание ложкой и чашкой, умение надевать и снимать некоторые предметы одежды, пользование носовым платком и т. д.

10. Развитие навыков опрятности. Показательными явля­ются сроки приучения ребенка к горшку и наличие трудностей, связанных с этим процессом.

11. Состояние здоровья ребенка (наличие хронических и тяжелых инфекционных заболеваний, травмы, госпитализации). Особое внимание обращается на симптомы неврологического характера: беспричинное беспокойство, резкие перепады настроения и т. д. Дошкольный возраст, как правило, дает возможность более четко дифференцировать нормативное развитие ре­бенка от ненормативного. Об этом свидетельствует и факт подтверждения большинства неврологических диагнозов именно в этом возрасте. Психологический анамнез до­школьника сохраняет многие разделы предыдущей схемы. Особенности сбора данных о развитии ребенка 3— 7-летнего возраста могут быть представлены следующим образом:

1. Специфика протекания кризиса трех лет.

2. Уровень развития игровой деятельности: умение при­нять на себя роль, инициативность в придумывании сюжета, разнообразие игровых действий, степень контакта с партнерами по игре и т. д.

3. Наличие трудностей в овладении учебной деятельнос­тью: уровень обучаемости, сформированность качеств ума и т. д.

4. Особенности эмоционально-волевой регуляции поведе­ния. Сформированность этой сферы психики к старшему дошкольному возрасту является одним из показателей полноценного развития личности ребенка.

5. Осуществление родителями специальной подготовки к школе: как именно осуществляется подготовка (чте­ние, рисование, речевые занятия и т. п.); отношение ребенка к процессу подготовки (без особого желания, крайне негативно, положительно).

6. Особенности функционирования нервной системы ребенка: работоспособность, переключаемость и т. д. Переход ребенка к школьному обучению определяет и специфику собираемых анамнестических данных. Еще раз напомним, что многие разделы психологического анамнеза из предыдущих возрастов будут сохранять свою актуальность и для младших школьников, например, особенности подготовки ребенка к школе, специфика социализации в детском коллективе и т. д. Новые пунк­ты психологического анамнеза младшего школьника могут быть такими:

1. Возраст поступления в школу, тип посещаемого учеб­ного заведения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия), причины смены учебного заведения (если данный факт наблюдался).

2. Особенности адаптации к процессу регулярного обучения: сроки адаптации, степень ее тяжести, особенности привыкания к школьному коллективу и педагогу, новому режиму дня и т. д.

3. Наличие сложностей в овладении учебным материа­лом (по конкретным дисциплинам).

4. Особенности развития ребенка как субъекта учебной деятельности (овладение структурными компонентами учебной деятельности, умение работать в общем темпе с классом, развитие общей способности к учению).

5. Коммуникативная компетентность ребенка в отноше­ниях с одноклассниками и педагогами.

6. Появление у ребенка с началом школьного обучения нарушений психофизиологического плана: нарушение сна, питания, избыточное потоотделение и сердцеби­ение при волнении и т. п.

7. Наличие у ребенка таких невротических проявлений, как обгрызание ногтей, пощелкивание пальцами, посвистывание и т. п.

8. Наличие следующих речевых особенностей: заика­ние, горловой спазм при волнении, неправильное произношение звуков, речевые ритуалы (протяжное произношение звуков в определенной ситуации, «сюсюканье» и др.).

Как правило, когда ребенок с нарушениями развития достигает подросткового возраста, обращение к специалис­ту уже не является первичным, за исключением случаев начала распада психической деятельности. Однако на прак­тике встречаются и случаи первичного психологического обследования аномальных подростков.

По отношению к подросткам при сборе анамнести­ческих сведений вполне применимы вышеперечисленные пункты. Учитывая возрастные особенности, желательно ввести и дополнительные направления сбора психологических сведений о развитии подростка, предполагающие беседу с самим подростком:

1. Особенности круга представлений и возможности обобщения (об окружающем мире, семье, времени и т, п.).

2. Отношение к учебе, школе, оценка своей успевае­мости.

3. Особенности взаимоотношений в семье, с друзьями, учителями.

4. Представления о себе. Отношение к своему дефекту.

5. Особенности направленности личности: круг интере­сов, желаний, потребностей, мотивов поведения. После сбора психологического анамнеза выдвигается первичная диагностическая гипотеза о причинах наруше­ний в развитии ребенка. Данная гипотеза позволяет пред­положить, что психика ребенка развивается в соответствии с тем или иным типом дизонтогенеза (Лебединский В. В., 1995). Соответственно предположению психолог подбирает диагностический инструментарий и определяет способ подачи материала конкретному ребенку. Важно помнить, что диагностическое обследование должно носить гибкий характер. Психологу нужно учитывать возможность изме­нения исходной гипотезы исследования, если полученные диагностические результаты ее не подтверждают. В этом случае специалист должен сформулировать новую гипо­тезу и оперативно перестроить процедуру обследования в соответствии с новыми диагностическими задачами.