Неозаглавленная страница

Методические рекомендации к поэтапной организации ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет

Организация ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет включает два основных этапа: подготовительный и операционный.

1. Подготовительный этап:

• диагностика социального статуса семьи (Приложе­ние 1);

• диагностика соматического и психоневрологичес­кого статуса ребенка (Приложение 2).

2. Операционный этап:

• организация процедуры обследования ребенка специалистом-дефектологом с учетом изложенных ниже требований к ее проведению;

• заполнение по результатам обследования таблиц психолого-педагогического блока;

• составление профиля развития ребенка.

Требования к проведению процедуры обследования:

• учет целей и задач обследования;

• учет внешних факторов, оказывающих непосредствен­ное влияние на результат обследования;

• учет временных факторов;

• учет состояния ребенка в момент обследования;

• учет поведения родителей во время обследования.

Помещение, где проводится обследование, должно быть достаточно просторным и изолированным от посто­ронних воздействий. Следует продумать расположение места обследования. Пеленальный стол или высокий детский стул с рабочей поверхностью должен быть расположен таким образом, чтобы к нему был доступ, как минимум, с трех сторон. Он должен находиться в наиболее теплом месте помещения, чтобы раздетый ребенок не испытывал дискомфорта, а также должен быть хорошо освещен. Для обследования ребенка в возрасте от семи месяцев кроме пеленального стола необходим высокий стул со столом. Для ребенка 2—3 года жизни используются детский столик и два стульчика. Ребенок и экспериментатор располагаются друг против друга. Родитель при этом может сидеть рядом с малышом, а если ребенок взволнован, держать его на руках. В отдельных случаях педагог может привлекать родителя к процессу обследования в качестве помощника.

Для проведения диагностического обследования не­обходимо располагать достаточным количеством времени. Процедура оценки уровня развития ребенка может быть организована как в условиях семьи, так и в условиях меди­ко-психолого-социального центра (ПМПК), службы медико-социальной экспертизы, дошкольного учреждения. Домашнее обследование зачастую бывает более информативным, так как ребенок не испытывает стресса от незнакомой обстановки. Если его обследуют в учреждении, то ему необходимо дать некоторое время (20—30 минут) для адаптации. В это время, когда к ребенку не предъявляют никаких требований, очень эффективно наблюдение его поведенческих реакций, оценка стиля общения родителя и малыша.

Большое значение для получения надежных и как можно более объективных данных имеет состояние ре­бенка при обследовании. Сонливость, усталость, плохое самочувствие окажут негативное влияние на результаты обследования и будут способствовать получению недос­товерной картины.

Оптимальное время обследования — через 1,5—2 часа после кормления. Существует большая вероятность, что именно в этот промежуток времени ребенок будет сыт, бодр и работоспособен.

Специфичным для обследования детей раннего воз­раста является присутствие родителей. Практический опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями поз­воляет выделить несколько моделей поведения родителей в процессе обследования:

• положительная динамическая модель;

• отрицательная динамическая модель;

• адинамическая модель.

Выделение этих моделей позволяет прогнозировать поведение родителей в процессе дальнейшей педагоги­ческой деятельности.

Родители первой группы адекватно воспринимают про­цедуру оценки и результаты, позитивно настроены на даль­нейшую деятельность по нормализации состояния ребенка. Родители второй группы, напротив, процедуру обследования и полученные результаты воспринимают негативно, как при­говор им и их ребенку, неадекватно оценивая деятельность специалиста. Полученные рекомендации воспринимаются ими скептически. В поисках «устраивающего» их диагноза и прогноза родители обращаются к другим специалистам. Третья группа родителей — наиболее сложная с точки зрения привлечения к стимулирующей деятельности с ребенком. В процедуре обследования участия не принимают. Результат обследования принимают индифферентно. Эта категория родителей нуждается в психологической и психотерапевтичес­кой помощи для нормализации эмоционального состояния, налаживании взаимоотношений между ними и ребенком.

По отношению к родителям деятельность специалиста содержит следующие задачи:

• налаживание контакта, располагающего к дальней­шему сотрудничеству;

• привлечение внимания родителей к сильным и слабым сторонам ребенка;

• ориентирование родителей на планомерную, после­довательную коррекцией но-развивающую работу по нормализации состояния своего ребенка. Родителям необходимо понять, что они должны быть основными учителями своего ребенка. Необходимо на­учить их правильно распределять время в соответствии с приоритетом решаемых задач, правильно организовывать предметное окружение в условиях семьи.

Процедура обследования

Обследование ребенка проводится с помощью диа­гностических таблиц, содержащих нормативные показатели развития. Оценка развития проводится в произвольном порядке. Обычно сначала обследуют восприятие, затем действия с предметами, понимание речи и двигательные функции. Эмоциональные реакции и социальное развитие оцениваются не только в процессе обследования, но и во время наблюдения за ребенком.

Наблюдение за ребенком проводится в ситуации общения с педагогом, с родителями, со сверстниками, в самостоятельной игровой деятельности. В процессе наблю­дения целесообразно вести протокол, фиксируя в нем все эмоциональные и поведенческие реакции ребенка, а также реплики и поступки окружающих (детей и педагогов), вы­звавшие эти реакции. Наблюдение за ребенком наиболее информативно, если оно проводится не менее двух-трех раз. Результаты наблюдения обобщаются и заносятся в таблицу 7-а «Социальное развитие».

Оценку развития ребенка следует начинать с заданий, соответствующих его паспортному возрасту, а в случае не­доношенности — биологическому возрасту. Возраст ребенка 1-3 лет оценивается «с недостатком», то есть округляется в сторону уменьшения до величины, присутствующей в таблице (ребенка в возрасте одного года четырех месяцев следует оценивать по графе одного года трех месяцев). В том случае, если ребенок не в состоянии выполнить соответствующие задания, ему предлагаются другие, рас­считанные на предыдущий возраст.

Результаты обследования заносятся в соответствующую таблицу, в последнюю графу. Полученные результаты сопос­тавляются с данными развития отдельных функций в норме. Для того чтобы определить, какому возрасту соответствует развитие функциональной области в целом, следует найти среднее значение по обследованным показателям данной функциональной области. Для этого суммируются значения верхних границ нормы сформированности функции, затем полученное значение делится на количество показателей. Результат может совпадать с паспортным возрастом ребенка, превышать его или оказаться меньше.

Пример.

Обследование манипулятивной (предметной) деятельности ребенка 11 месяцев. Предлагаемые задания (соответственно возрасту ребенка):

1. Положить изюминку в чашку (наличие пинцетообразного захвата предмета большим и указательным пальцами).

2. Игра с машинкой, мячом (использование предмета с учетом основных свойств).

Ребенок не выполняет предложенные задания. Далее предлагаются задания, соответствующие возрасту десяти, девяти и восьми месяцев. При обследовании выявлено, что ре­бенок активно манипулирует игрушками, причем его действия направлены на получение результата (качает неваляшку, чтобы услышать звук). Подражает действиям взрослого, тянется к новым игрушкам, однако быстро теряет к ним интерес. Таким образом, оцениваются три показателя, два из которых соответствуют восьми ' месяцам, один — девяти месяцам. Среднее значение — 8,3 мес. Результаты обследования заносятся в соответствующую таблицу, где указывается следующие показатели: «О» — нормативный показатель; «+» — наличие функции   у  обследуемого ребенка.

Таким же образом обследуются умения в области общих движений, сенсорного развития, речевые навыки, эмоциональное развитие, навыки самообслуживания.