1. Двигательная сфера
Развитие движений в раннем онтогенезе идет от приобретения умения контролировать положение головы (12 недель), рук (20 недель), туловища (40-44 недели) к умению ходить (13 месяцев):
• 3 месяца ребенок может контролировать положение головы;
• 4 месяца опирается на руки в положении лежа на животе;
• 6 месяцев сформирована зрительно-моторная координация (может точно дотронуться до предмета под контролем зрения, длительно удерживать игрушку в руке);
• 8 месяцев может сам сидеть, хорошо переворачиваться в любую сторону из любого положения;
• 9 месяцев может стоять, придерживаясь за что-либо;
• 10 месяцев ползает на животе, уверенно сидит, сам садится;
• 11 месяцев ходит самостоятельно
2. Сенсорная сфера
• 1 месяц ребенок смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот, прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения;
• 1,5 месяца следит за двигающимся человеком, прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения;
• 2 месяца развиты реакции глаз: фиксация, конвергенция, фокусировка;
• 3 месяца поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразным движением игрушки;
• 4 месяца прослеживает невидимую траекторию объекта, предвосхищает попеременное появление объекта в определенных частях пространства, реагирует на исчезновение объекта, локализует звук;
• 5 месяцев улыбается отражению в зеркале;
• 6 месяцев перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки, проявляет интерес к новым ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки;
• 7 месяцев поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позицию;
• 8 месяцев дифференцирует незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно две игрушки, переводя взгляд с одной на другую, удивляется, если предмет исчезает за барьером;
• 10 месяцев смотрит в угол за объектом, находит спрятанный перед ним на его глазах предмет, вынимает интересующие вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда опустили;
• 12 месяцев поворачивается на собственное имя, дифференцирует тон, проявляет интерес к картинкам в книге.
3. Манипулирование с предметами
• 3 месяца исчезает хватательный рефлекс, ребенок играет с воображаемой игрушкой или с подвешенными предметами, проявляет пристальное внимание к объектам, появляются движения в руках при виде погремушки, помещенной в зону непосредственной досягаемости;
• 4 месяца появляются произвольный захват, неспецифические манипуляции и оральные контакты с объектами;
• 6 месяцев берет вторую игрушку, но бросает первую, зрительно контролирует манипуляции, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами, удерживает бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят к губам;
• 7 месяцев перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной руки, сам удерживает игрушку при зрительном контроле перемещения других объектов;
• 8 месяцев берет вторую игрушку, предъявленную со стороны занятой руки, пытается достать предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, но использует ближайшую к барьеру
• 10 месяцев может взять маленький предмет (таблетку, горошину), появляются первые специфические манипуляции (катает мяч, звонит звонком, подтягивает предметы, снимает кольца с пирамиды);
• 11 месяцев складывает игрушки или объекты в корзинку;
• 12 месяцев достает предметы из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, движением руки, находящейся дальше от барьера; выражен интерес к книгам, пытается листать, царапает картинки; почти не тянет предметы в рот, зато часто бросает их на пол.
4. Развитие способов взаимодействия со взрослым
• 3 месяца ребенок проявляет интерес к окружающим, узнает мать, возбуждается и предвосхищает процесс изготовления пищи для него; возможны зрительные и эмоциональные контакты;
• 4,5 месяца инициирует общение, дифференцирует ситуацию «формального общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки человеческого голоса;
• 6 месяцев прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки, возбуждается, если слышит шаги, отмечаются первые попытки подражания, понимает жест «ручки-ручки»;
• 7 месяцев имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание покашливанием и кряхтением, откликается на имя, может играть в игры с идентичными ролями, сжимает губы, когда не хочет есть;
• 8 месяцев хватает руку мамы и отталкивает ее, если видит, что она собирается вытереть ему нос, понимает запрет, имитирует звуки;
• 9 месяцев прячет руки, если не хочет мыть, любит играть в прятки;
• 10 месяцев тянет маму за одежду, требуя внимания, машет «до свидания»; отвечает взглядом или движением на вопрос: «Где папа?», играет в игры с неидентичными ролями, очень ненадолго отдает игрушку, понимает 1-2 звуковых обозначения предметов;
• 11 месяцев бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова, помогает одеваться;
• 12 месяцев владеет указательным жестом, мотает головой, выражает протест, вокализирует в конце и в начале совместных действий.
5. Эмоциональное развитие
Громадные индивидуальные различия в репертуаре и частоте положительных эмоций делают невозможной оценку развития этой сферы в терминах «нормальной», «недостаточной» или «избыточной» эмоциональности. В качестве критерия нормального эмоционального развития можно отметить отсутствие патологических симптомов: постоянное сосание пальца, стереотипные раскачивания, закрывание лица руками при виде взрослого, истерический плач.
Среди существующих путей исследования эмоционального развития целесообразно отметить следующие:
• изучение особенностей эмоционального отношения к среде (по типу улыбается,/плачет, много/мало): улыбается всем (некоторым взрослым или игрушкам); проявляет реакции страха; избегает контакта глаз; не любит телесных контактов и т. д.;
• оценка совершенствования способов выражения положительных и отрицательных эмоциональных переживаний (улыбка в 23 месяца; крик, плач, хныканье; недовольное кряхтение; повизгивание в 246 месяцев);
• оценка совершенствования способов контроля над отрицательными эмоциями (модуляция крика, сдерживание плача, паузы в плаче для восприятия реакции взрослого с 46 месяцев);
• оценка развития избирательности эмоциональных
реакций (к восьми месяцам);
6. Развитие собственной голосовой активности
• 23 месяца возникновение первых спонтанных вокализаций;
• 24 месяца использование их в общении со взрослым;
• 34 месяца гуление, расширение репертуара случайно произносимых звуков: а, э, ю, я, м, п, б, т, д, появление звукосочетаний аоу, юаа;
• 4,5 месяца вокализация при манипуляциях, требование внимания;
• 8 месяцев лепет, звукосочетания типа дай-дай, та-та-та, псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему;
• 10 месяцев появление вокализаций в конце и в начале действий; попытки выразить свои желания с помощью звуков;
• 12 месяцев существование особых «слов-меток», понятных только матери и ребенку: например, бах падение, кахн бутылочка, фа шапка, появление способности произвольно повторять отдельные слоги, умение произносить 23 слова, понимание их предметной отнесенности. Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. В заключении, наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушения, должны быть указаны психические функции, развитие которых нарушено, степень этих нарушений, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, должна быть приведена развернутая характеристика обнаруженных при обследовании результатов, сгруппированных по вышеуказанным сферам. В этой части заключения необходимо описать успешно выполненные и неудавшиеся пробы. Содержащийся в заключении материал должен служить обоснованием мнения исследователя о характере и механизме наблюдаемого нарушения, что, в свою очередь, необходимо для правильного определения путей коррекции и компенсации выявленных дефектов.