Неозаглавленная страница

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА

Особенности общего эмоционального облика: отре­шенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность, индифферентность. Периодические «уходы в себя». За­паздывание формирования, слабость или чрезмерность выраженности эмоции удивления, обиды, гнева. Слабая эмоциональная откликаемость. Трудность вызывания эмо­циональной реакции, заражения эмоцией взрослого.

Преобладание повышенного либо пониженного фона настроения. Выраженность и характер суточного ритма.

Немотивированные колебания настроения. Дистимические расстройства с капризностью, плаксивостью, «нытьем», эмоциональной пресыщаемостью. Дисфорические расстройства с напряженностью, негативизмом, агрессивной готовностью. Склонность к эйфории с мо­нотонным двигательным возбуждением, дурашливостью, булимией. Субдепрессивные состояния с малоподвижнос­тью, гипомимией, длительным плачем, потерей аппетита, нарушением сна, большей выраженностью аффективных расстройств по утрам.

Невротические реакции на неудачу, отношение близ­ких: самоагрессия, тики, вегетативные расстройства.

Психопатоподобные реакции: негативизм, агрессия к близким детям. Истериоформные реакции.

Первый возрастной криз. Время появления и дли­тельность психомоторной возбудимости, страхи, тревога, нарушения сна и питания, пресыщаемость в игре. Явле­ние негативизма: сопротивление умыванию, одеванию, стрижке, агрессивность.

Страхи. Время появления. Страхи животных. Страхи бытовых шумов (звуков пылесоса, полотера, электробрит­вы, фена, шума в водопроводных трубах и т. д.), тихих зву­ков (шелеста бумаги, жужжания насекомых и т. д.). Боязнь изменения интенсивности света, предметов определенного цвета и формы, прикосновения и влаги.

Страхи остаться одному, потерять мать, чужих, высо­ты, лестницы, огня. Отсутствие страха темноты.

Страхи, обусловленные ситуационно.  Психогенные иллюзорные реакции.

Страхи с идеями толкования: отношения, угрозы, перевоплощения и т. д.

«Феномен тождества». Трудности при введении при­корма. Приверженность узкому кругу еды, отвергание новых видов пищи. Ритуальность к атрибутике еды. Жес­ткое следование усвоенному режиму. Болезненная реакция на его изменение. Приверженность привычным деталям окружения (расположение мебели, предметов, игрушек). Негативизм к новой одежде.

Уровень патологической реакции на перемену об­становки (помещение в ясли, переезд): нарушение веге­тативных функций, невротические, лсихопатоподобные расстройства, регресс приобретенных навыков, психотические явления.

Нарушение чувства самосохранения. Отсутствие «чувства края» (свешивание за борт коляски, стремление выбраться из манежа, выбежать на проезжую часть улицы, убежать на прогулке и т. д.). Отсутствие страха высоты, закрепление опыта контакта с горячим, острым.