Неозаглавленная страница

ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

(Методика Н. Ю. Боряковой)

Вводные замечания. Актуальность проблемы развития воображения у детей обусловлена той ролью, которую играет этот психический процесс в реализации творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Первые проявления воображения у детей носят подражательный характер, с возрастом подражательные стремления услож­няются в связи с изменением сути игровой деятельности. На этапе сюжетно-ролевой игры ребенок принимает на себя определенную роль, в соответствии с ней моделирует свое поведение в воображаемых обстоятельствах, исполь­зует предметы-заместители.

Причем умение действовать в плане представлений фор­мируется постепенно. Существенную роль здесь играет речь. В сочетании с развитием понятийного мышления воображе­ние детей перестает быть только конкретным и образным, приобретая ряд элементов абстрактного мышления.

На основе анализа большого количества эксперимен­тальных исследований В. И. Лубовским был сделан вывод, что общей особенностью всех аномальных детей является нарушение словесного опосредствования при образовании новых связей. Наиболее четко эти нарушения прослежива­ются у детей с интеллектуальной недостаточностью, а также у детей с сенсорными нарушениями. В работах Б. Г. Анань­ева, А. Р. Лурия и других психологов и психофизиологов доказано, что нарушение речевого опосредствования неми­нуемо ведет и к нарушению процесса воображения.

Цель исследования. Выявление качественного свое­образия продуктивной деятельности воображения у детей шестого года жизни: возможности ребенка к соотнесению знака и значения.

Оснащение. Картинки-вывески с изображением кон­верта, буханки хлеба, ножниц, красного креста, сапога, тарелки и столовых приборов, книг, кукол, тигра в клетке, молочной бутылки, почтового ящика. Кукла Незнайка.

Порядок работы. Исследование проводится индивиду­ально, испытуемому предлагается следующая инструкция: «Незнайка оказался в незнакомом городе, где люди гово­рили на непонятном языке. Ему пришлось по вывескам догадываться, где что находится. Помоги Незнайке». Дети по картинкам должны определить, какие заведения нахо­дятся под данными вывесками.

Обработка результатов. В качестве основных учитыва­лись следующие психодиагностические критерии:

• особенности мотивации;

• готовность к сотрудничеству со взрослым;

• понимание инструкции;

• осознанное соотнесение символа с определенным значением;

• способность к правильному словесному обозначе­нию;

• точность вербализации;

• степень самостоятельности;

• стремление к достижению цели.

С учетом выделенных критериев, определяется уро­вень, к которому можно отнести результаты деятельности ребенка.

I уровень предполагает способность к осознанию смысловой связи и адекватному словесному обозначе­нию. В данном случае ребенок проявляет интерес, его привлекает интеллектуальный поиск, он самостоятельно и правильно выполняет задание.

II уровень характеризуется трудностями в выборе нужной лексической единицы, хотя ребенок понимает цель, поставленную перед ним, и устанавливает смысло­вую связь, но не может точно ее обозначить: употребляет неологизм («тетрадный магазин») или называет ситуацию («Там, где волосы стригут»).

III уровень характеризуется ответами, которые ре­бенок дает, опираясь на свой жизненный опыт, однако предъявленный предмет ассоциируется у него с конкрет­ной ситуацией, а не с воображаемой; соотнести знак с определенным значением ребенок не может.

IV уровень предполагает такие варианты ответов, когда ребенок ограничивается названием предъявленного предметного изображения. Цель задания им не осознается, предложенная деятельность оказывается недоступной.

У детей, развивающихся в нормальном темпе, задание вызывает значительный интерес: многие просили поиграть

еще. Результаты у таких детей распределяются по двум высшим уровням. Большинство детей с задержкой пси­хического развития испытывали при выполнении задания существенные затруднения: они улавливали общую цель задания, изображение не воспринималось ими в качестве символа, воображаемая ситуация не возникала, дети не могли установить смысловой связи знака и значения. Качество выполнения задания этими детьми соответствует III уровню. IV

 уровень выполнения задания демонстрируют дети с выраженными энцефалопатическими расстройства­ми, состояние которых оценивается как пограничное с вы­раженной степенью интеллектуальной недостаточности.