(Методика Н. Ю. Боряковой)
Вводные замечания.
Причем умение действовать в плане представлений формируется постепенно. Существенную роль здесь играет речь. В сочетании с развитием понятийного мышления воображение детей перестает быть только конкретным и образным, приобретая ряд элементов абстрактного мышления.
На основе анализа большого количества экспериментальных исследований В. И. Лубовским был сделан вывод, что общей особенностью всех аномальных детей является нарушение словесного опосредствования при образовании новых связей. Наиболее четко эти нарушения прослеживаются у детей с интеллектуальной недостаточностью, а также у детей с сенсорными нарушениями. В работах Б. Г. Ананьева, А. Р. Лурия и других психологов и психофизиологов доказано, что нарушение речевого опосредствования неминуемо ведет и к нарушению процесса воображения.
Цель исследования.
Оснащение.
Порядок работы. Исследование проводится индивидуально, испытуемому предлагается следующая инструкция: «Незнайка оказался в незнакомом городе, где люди говорили на непонятном языке. Ему пришлось по вывескам догадываться, где что находится. Помоги Незнайке». Дети по картинкам должны определить, какие заведения находятся под данными вывесками.
Обработка результатов.
• особенности мотивации;
• готовность к сотрудничеству со взрослым;
• понимание инструкции;
• осознанное соотнесение символа с определенным значением;
• способность к правильному словесному обозначению;
• точность вербализации;
• степень самостоятельности;
• стремление к достижению цели.
С учетом выделенных критериев, определяется уровень, к которому можно отнести результаты деятельности ребенка.
I уровень предполагает способность к осознанию смысловой связи и адекватному словесному обозначению. В данном случае ребенок проявляет интерес, его привлекает интеллектуальный поиск, он самостоятельно и правильно выполняет задание.
II уровень характеризуется трудностями в выборе нужной лексической единицы, хотя ребенок понимает цель, поставленную перед ним, и устанавливает смысловую связь, но не может точно ее обозначить: употребляет неологизм («тетрадный магазин») или называет ситуацию («Там, где волосы стригут»).
III уровень характеризуется ответами, которые ребенок дает, опираясь на свой жизненный опыт, однако предъявленный предмет ассоциируется у него с конкретной ситуацией, а не с воображаемой; соотнести знак с определенным значением ребенок не может.
IV уровень предполагает такие варианты ответов, когда ребенок ограничивается названием предъявленного предметного изображения. Цель задания им не осознается, предложенная деятельность оказывается недоступной.
У детей, развивающихся в нормальном темпе, задание вызывает значительный интерес: многие просили поиграть еще. Результаты у таких детей распределяются по двум высшим уровням. Большинство детей с задержкой психического развития испытывали при выполнении задания существенные затруднения: они улавливали общую цель задания, изображение не воспринималось ими в качестве символа, воображаемая ситуация не возникала, дети не могли установить смысловой связи знака и значения. Качество выполнения задания этими детьми соответствует уровень выполнения задания демонстрируют дети с выраженными энцефалопатическими расстройствами, состояние которых оценивается как пограничное с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности.