Неозаглавленная страница

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ

(Методика А. Г. Рузской в модификации Е. Е. Дмитриевой)

Вводные замечания. В многочисленных исследованиях (Власова Т. А., Дмитриева Е. Е., Лубовский В. И., Ульенкова У. В. и др.) отмечается, что дети с нарушениями психического развития не овладевают возрастными нор­мами общения с окружающими. Наиболее отчетливо эта проблема начинает проявляться к старшему дошкольному возрасту. 6—7-летние аномальные дети демонстрируют ситуативный уровень общения, отсутствие способности принимать коммуникативную задачу, проявлять инициа­тиву во взаимоотношениях с партнером и т. д.

Все это существенно затрудняет контакт ребенка с окружающими и влечет за собой такие проблемы, как непослушание, упрямство, «лживость», слабоволие, нега­тивизм, конфликтность и многое другое. Эти особенности поведения дошкольников с нарушениями психического развития часто служат причиной недовольства родителей и педагогов, вызывая эмоциональную напряженность от­ношений и взаимное раздражение.

В отечественной и зарубежной психологии существует значительный арсенал диагностического инструментария, позволяющего оценить стиль взаимодействия ребенка со взрос­лым и выявить наличие проблем в данных отношениях.

Однако проблема диагностики особенностей общения аномальных детей со взрослыми разрабатывая сравни­тельно недавно, поэтому предлагаемый диалогический материал представляет значительный интерн в практи­ческую ценность.

Цель исследования. Выявление особенностей общения со взрослым у шестилетних детей.

Оснащение. Для первого этапа обследования - игруш­ка Петрушка; набор строительного материал (кубики) и матрешка; детская книга о животных; детская книга о сверстниках.

Для второго этапа обследования— ширмочка игру­шечный телевизор с пультом с 4 кнопками (около каж­дой кнопки наклеена картинка, напоминающая  одну из четырех ситуаций взаимодействия со взрослим)

Порядок работы. Диагностическое обследование ре­бенка проводится в два этапа.

На первом этапе взрослый знакомит ребенка с раз­личными экспериментальными ситуациями.

В первой ситуации, чтобы порадовать ребенка появ­лением новой игрушки, взрослый говорит ребенку, что к  нему в гости пришел Петрушка, который будет танцевать. Если происходящее интересует ребенка, он может попро­сить повторить «танец игрушки».

Во второй ситуации взрослый моделирует  деловое об­щение. Он предлагает ребенку построить из кубиков дом для матрешки. Через минуту взрослый предлагает ребенку пойти в группу или продолжить строить домик.

В третьей ситуации взрослый моделирует познава­тельное общение. Он предлагает ребенку посмотреть книгу о животных, пытается привлечь ребенка к беседе. По исте­чении минуты взрослый пытается закрыть книгу  предлагая ребенку пойти в группу или досмотреть книгу.

В четвертой ситуации взрослый моделирует личнос­тное общение. Он предлагает ребенку посмотреть книгу о сверстниках, оценить их и свои поступки. Тактика поведения взрослого аналогична той, что была в третьей ситуации.

После занятия ребенка спрашивают, что ему боль­ше всего понравилось: смотреть как «танцует игрушка», выкладывать кубики или смотреть книги и беседовать о животных и детях. Для облегчения выбора ребенку по­казывают четыре картинки, которые напоминают ему те экспериментальные ситуации, в которых он побывал.

На втором этапе взрослый предлагает ребенку игру в «Телевизор». Взрослый показывает ребенку ширмочку и говорит, что за ней находится экран телевизора. Ребенок может открыть занавес. Взрослый напоминает, что если нажать на первую кнопку— появится Петрушка и будет «танцевать», на вторую — он вместе со взрослым сможет строить дом для матрешки, на третью — смотреть книгу и разговаривать о животных, на четвертую — беседовать о хороших и плохих поступках детей, о поступках само­го ребенка. Предпочтение ребенка тому или иному виду общения определяется настойчивостью в удовлетворении различных видов контактов со взрослым в названных ситуациях, что предусмотрено методикой: из-за «неисправ­ности» телевизора окошечко все время закрывается.

Обработка результатов, О преобладании определен­ной формы общения у детей в предложенных вариантах диагностической методики можно судить по устойчивости выбора определенной ситуации общения, по характеру эмоционального состояния ребенка, желательной для него длительности общения. Анализ речевых высказываний позволяет судить об инициативности ребенка в общении, о поводах обращения к взрослому, о характере его контак­тов. Выделенные в исследованиях школы М. И. Лисиной уровни общения детей со взрослыми являются в данной методике критериями сформированности общения.

О доминировании ситуативно-деловой формы общения свидетельствует следующее: ребенок чаще всего выбирает ситуацию игрового взаимодействия, чувствует себя в ней

комфортно, максимально использует время, в общении ребенка со взрослым доминируют просьбы о помощи, обращения за оценкой действий, наблюдается стремле­ние к сотрудничеству, все его обращения ко взрослому определяются той деятельностью, которой он занимается в данный момент.

Дети с доминированием внеситуативно-познавательной формы общения чаще всего выбирают беседу со взрос­лым на познавательные темы, именно в этой ситуации взаимодействия они чувствуют себя свободно, пытаются максимально использовать время общения. Ведущее место в общении занимает стремление ребенка узнать, понять. Ребенок задает взрослому вопросы о предметах и явлениях окружающего мира (о животных, машинах, явлениях при­роды), сообщает о своих впечатлениях, просит почитать. Дети не связаны темой беседы, свободно обсуждают со взрослым интересующие их вопросы.

Устойчивый интерес к нравственно-этическим про­блемам, к личности взрослого, стремление дать оценку и согласовать со взрослым свое отношение к обсуждаемым и волнующим ребенка проблемам свидетельствует о сфор­мированности  у него внеситуативно-личностной  формы общения со взрослыми.

Нормально развивающиеся шестилетние дети чаще всего демонстрируют внеситуативно-личностный уровень обще­ния со взрослым. Шестилетние дети с легкими формами психического недоразвития проявляют в экспериментальных ситуациях следующие качественные характеристики общения: преобладающее число контактов детей со взрослым носит ситуативный характер, в деятельности преобладает игровая мотивация, уровень познавательной активности у этих детей достаточно низкий {в ситуации познавательного общения они задают взрослому мало вопросов, не проявляют интереса к изображениям в книге), уровень владения личностными контактами также невысок (дети не могут самостоятельно вычленить нравственный аспект в нравственно-этической ситуации, не владеют оценочными терминами). Часто дети используют все ситуации общения для установления интим­но-личностных контактов со взрослым.