(Методика Л. Д. Кошелевой в модификации Е. Н. Васильевой)
Вводные замечания.
Существенную роль в отношении к сверстнику начинают приобретать мотивы действий на основе положительных переживаний. Сочувствие и расположение к товарищу становятся не только декларативными, но и действенными формами партнерских взаимоотношений. Хотя чувства как мотивы поведения занимают большое место в жизни дошкольника, все же нравственные положения, отраженные в сознании ребенка, еще недостаточно устойчивы.
В исследованиях А. Д. Кошелевой выявлен диапазон эмоциональной восприимчивости, сферы сопереживания и отзывчивости детей шестого года жизни на состояние неблагополучия сверстника. Автором выделяется три группы показателей:
1) высокие показатели эмоциональной отзывчивости, обнаруживаемой в форме содействия ребенка сверстнику;
2) средние показатели эмоциональной отзывчивости, обнаруживаемой в форме сопереживания или сочувствия ребенка сверстнику;
3) низкие показатели эмоциональной отзывчивости или
полное ее отсутствие.
В целом, А. Д. Кошелевой сделан вывод о том, что полноценно развивающиеся дети, находящиеся в адекватных психолого-педагогических условиях, демонстрируют к старшему дошкольному возрасту значительные возможности эмоциональной регуляции поведения, а «знаемые» мотивы в большинстве случаев являются и значимыми.
Цель исследования.
Оснащение.
Порядок работы.
На первом этапе
«Двум мальчикам (девочкам), Саше и Вите (Оле и Кате), воспитательница дала задание. Саше (Оле) нужно было разложить в пенал разные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы), а Вите (Кате) составить из частей картинку. Саша (Оля) быстро выполнил (а) свое задание и пошел(ла) играть. Вите (Кате) очень трудно было справляться с работой нужно было найти части картинок среди других и собрать целую картинку. Он(а) остался(лась) один(на) работать за столом.
Как ты думаешь, Саша (Оля) правильно поступил (а)?
А ты как бы сделал(а)?
Помог(ла) бы товарищу (подруге) или ушел(ла) играть, выполнив свое задание?»
Ответы фиксируются в протоколе.
На втором этапе
Двум детям предлагают выполнять работу, сидя за одним столом. Недалеко от них расположен игровой уголок с разнообразными игрушками. Дети выполняют разные по сложности задания, разница в заданиях внешне незаметна. Один (испытуемый) разбирает смешанные геометрические фигурки (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы) и складывает их в специальный пенал (по пять-семь штук каждого вида), а другой (невыбранный) собирает разрезную картинку из десяти частей, смешанную с частями двух других картинок. Детям дается установка, что после выполнения задания они могут поиграть игрушками.
Если испытуемый, выполнив свое задание, уходит играть, не помогая товарищу, экспериментатор косвенно побуждает его к оказанию помощи: «Может, поможешь?» Если ребенок не откликается на это предложение, используется прямое побуждение: «Помоги!»
Поведение и высказывания детей по ходу выполнения работы фиксируются в протоколах.
Обработка результатов.
На втором этапе выявляется, насколько проявляются у детей «реально действующие» мотивы. В практической ситуации морального выбора большинство детей с ЗПР проявляют отрицательное эмоциональное отношение к сверстнику, находящемуся в затруднении, нормально развивающиеся дети демонстрируют такое отношение в гораздо меньшей степени.
Затем сопоставляются результаты первого и второго этапов исследования, и выявляется разница между «значимыми» и «значимыми» мотивами.