Неозаглавленная страница

Таблица   1

Типы прогностической деятельности

Показатели

Тип (подтип) прогности­ческой дея­тельности

количество ошибочных предсказа­ний

ошибки «отвлечения»

воспроиз­ведение порядка наборов

стратегии

1

0-11,5

0

Все три

Рациональные

2

а

0-11,5

1-4 и более

Все три

Рациональные

б

12-17,5 и

более

Отсутствие или наличие ошибок

Воспроизведение выявленных порядков

Рациональные или смена стратегий.

3

а

0- 11,5

Отсутствие или наличие ошибок.

Невоспроизведение выявленных порядков

Рациональные

 

б

12- 17,5

Отсутствие или наличие ошибок или возможна потеря выявленного порядка

Невоспроизведение выявленных порядков

 

Смена стратегий, случайные предсказания

4

а

 18 и более, невыполнение одного или обоих наборов

Наличие ошибок, потеря выявленного порядка

Невоспроизведение

порядков

 

Смена стратегий, случайные предсказания, репродуктивные предсказания порядка 1 набора

б

18 и более, невыполнение первого и второго наборов

Наличие ошибок, потеря выявленного порядка

 

Невоспроизведение

порядков

 

Репродуктивные предсказания порядка 1 набора

Количество ошибок 0—11,5 интерпретируется как быстро формирующийся прогноз, 12—17,5— медленно формирующийся прогноз. Отсутствие ошибок «отвлечений» свидетельствует об устойчивости прогностической деятель­ности, а наличие — о неустойчивости.

На основе экспериментального исследования были сформулированы критерии эффективного прогнозирования:

• небольшое количество ошибочных предсказаний (до 11,5);

• отсутствие ошибок «отвлечений»;

• правильное воспроизведение порядка чередования любого набора после окончания обследования;

• рациональные стратегии.

Эти критерии характеризуют прогнозирование детей с нормальным интеллектуальным развитием, выявляемое при использовании данной методики.

Изучение детей с ЗПР позволило выявить среди них две группы:

Первая группа — дети без нарушений нейрофизиологических механизмов «записи» и «считывания» инфор­мации в регистре кратковременной памяти, но с нейродинамическими нарушениями. В процессе предсказаний у них встречаются ошибки «отвлечения».

Вторая группа — дети, у которых вследствие нарушений нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих «считы­вание» информации из долговременной памяти, обнаружива­ются дефекты воспроизведения, оцениваемые показателем

К той же группе относятся дети с плохим прогно­зированием в результате несформированности механизмов «записи» информации в регистре кратковременной памяти или несформированности механизмов приема информации и функции обобщения.

У детей, относящихся к первой группе, ведущим фак­тором в структуре познавательной деятельности является недостаточность регуляторных процессов. У детей, относя­щихся ко второй группе, ведущий фактор — недостаточ­ность познавательных процессов: памяти, мышления.