Таблица 1
|
|
Показатели
|
||||
|
Тип (подтип) прогностической деятельности
|
количество ошибочных предсказаний
|
ошибки «отвлечения»
|
воспроизведение порядка наборов
|
стратегии
|
|
|
1
|
0-11,5
|
0
|
Все три
|
Рациональные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
а
|
0-11,5
|
1-4 и более
|
Все три
|
Рациональные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б
|
12-17,5 и более |
Отсутствие или наличие ошибок
|
Воспроизведение выявленных порядков
|
Рациональные или смена стратегий.
|
|
3 |
а |
0- 11,5 |
Отсутствие или наличие ошибок. |
Невоспроизведение выявленных порядков
|
Рациональные
|
|
|
б |
12- 17,5 |
Отсутствие или наличие ошибок или возможна потеря выявленного порядка
|
Невоспроизведение выявленных порядков
|
Смена стратегий, случайные предсказания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
а
|
18 и более, невыполнение одного или обоих наборов
|
Наличие ошибок, потеря выявленного порядка
|
Невоспроизведение порядков
|
Смена стратегий, случайные предсказания, репродуктивные предсказания порядка 1 набора
|
|
|
б
|
18 и более, невыполнение первого и второго наборов
|
Наличие ошибок, потеря выявленного порядка
|
Невоспроизведение порядков
|
Репродуктивные предсказания порядка 1 набора
|
Количество ошибок 011,5 интерпретируется как быстро формирующийся прогноз, 1217,5 медленно формирующийся прогноз. Отсутствие ошибок «отвлечений» свидетельствует об устойчивости прогностической деятельности, а наличие о неустойчивости.
На основе экспериментального исследования были сформулированы критерии эффективного прогнозирования:
• небольшое количество ошибочных предсказаний (до 11,5);
• отсутствие ошибок «отвлечений»;
• правильное воспроизведение порядка чередования любого набора после окончания обследования;
• рациональные стратегии.
Эти критерии характеризуют прогнозирование детей с нормальным интеллектуальным развитием, выявляемое при использовании данной методики.
Изучение детей с ЗПР позволило выявить среди них две группы:
Первая группа дети без нарушений нейрофизиологических механизмов «записи» и «считывания» информации в регистре кратковременной памяти, но с нейродинамическими нарушениями. В процессе предсказаний у них встречаются ошибки «отвлечения».
Вторая группа дети, у которых вследствие нарушений нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих «считывание» информации из долговременной памяти, обнаруживаются дефекты воспроизведения, оцениваемые показателем
К той же группе относятся дети с плохим прогнозированием в результате несформированности механизмов «записи» информации в регистре кратковременной памяти или несформированности механизмов приема информации и функции обобщения.
У детей, относящихся к первой группе, ведущим фактором в структуре познавательной деятельности является недостаточность регуляторных процессов. У детей, относящихся ко второй группе, ведущий фактор недостаточность познавательных процессов: памяти, мышления.