(Методика Т. И. Князевой)
Вводные замечания. Младший школьный возраст это период, одной из центральных задач которого, является подготовка ребенка к новой ситуации деятельности и общения на следующем (преподростковом) этапе развития. По мнению Т. Н. Князевой, важнейшим механизмом такой подготовки является формирование у младшего школьника психологической готовности (ПГ) к обучению в основной школе. Этот психологический феномен определяется автором как интегративное (личностно-интеллектуально-деятельностное) новообразование младшего школьного возраста, представляющее собой совокупность качеств учащихся, необходимых и достаточных для успешного включения его в социально-психологическую ситуацию учебной деятельности при переходе из начальной в основную школу.
В концепции данного автора представлена и структура ПГ к обучению в основной школе. Это системообразующий компонент сфера субъективной активности ребенка, представляющая собой интегративное образование, сплав личностно значимых для него стремлений к «присвоению» учебной деятельности (субъективная часть готовности), а также объективные показатели психического развития ребенка, характеризующие его реальные возможности к переходу на новый уровень учебной деятельности (показатели зоны актуального и ближайшего развития высших психических функций).
Так как ПГ к обучению в основной школе является сложным интегративным новообразованием, то автор посчитал недостаточным построить диагностический материал на исследовании отдельных психических функций и разработал специальную критериально-ориентированную комплексную методику, отражающую определенные структурные единицы ПГ в плане развития познавательной и личностной сферы младшего школьника.
Особое значение проблема изучения ПГ к обучению в основной школе приобретает в отношении детей с легкими формами психического недоразвития, в частности для детей с задержкой психического развития. Исследование указанного психологического феномена позволяет выявить степень приближения детей с ЗПР к возрастной норме и определить для них актуальные задачи коррекционно-развивающего обучения.
Цель исследования.
Оснащение.
Порядок работы.
Содержание и структура предлагаемой диагностики включает в себя следующие задания:
Задание 1.
• способности к целеполаганию (определению цели предстоящей деятельности);
• способности к планированию (умению планировать предстоящую деятельность);
• владения основными мыслительными операциями, необходимыми для решения учебных задач (сформированности возрастных особенностей логического мышления);
• способности к рассуждению, вербализации способа действия (построению логического речевого высказывания);
• умения проверить и оценить выполненную работу с опорой на данные вербальные критерии;
• отношения ребенка к выполняемой им деятельности и ожиданий, связанных с дальнейшим обучением.
Для изучения этих показателей испытуемому предлагается индивидуальный пакет с заданиями, каждое из которых содержит несколько страниц, отражающих необходимые этапы его выполнения:
1) целеполагание («определи свою цель: что надо сделать, чтобы выполнить задание?»);
2) планирование («составь план выполнения задания: что будешь делать и в какой последовательности!»}',
3) ход решения («запиши решение и поясняй каждый шаг выполнения задания»);
4) контрольно-оценочный («проверь все этапы работы и оцени выполнение задания, поставив «+» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей»);
5)
Задание выполняется ребенком индивидуально, но в случае необходимости он может обратиться за помощью к психологу. При этом на отдельной странице стандартного протокола на каждом этапе деятельности фиксируется характер самостоятельности ребенка при выполнении задания (полная, частичная, слабая) и проявление потребности ребенка в самостоятельной деятельности (критерии ее проявления обозначены). В ходе выполнения ребенком задания 1 диагностируется комплекс показателей ПГ к обучению в средней школе. Поскольку в задании 1 изучаются отдельные компоненты ПГ на математическом материале, то для более углубленного их исследования на другом содержательном материале школьной программы детям предлагаются задания 2 и 3.
Задание
При выполнении задания дети проходят все те же этапы, что и в задании 1.
Задание 3.
Представленные закономерности имеют числовой, лексический, геометрический, фонетический и комплексный характер. В основу содержания задания положен учебный материал, изучаемый детьми на протяжении начальной школы.
Задание 4.
• навыки контроля при проверке и исправлении ошибок в тексте (орфографического и пунктуационного характера),
• эффективность контроля;
• умение определить тип (классифицировать) ошибки по изученным правилам (орфограммам);
• осознанность контроля;
• характер самооценки по результатам выполненной
деятельности.
Задание
• навыков учебно-социального взаимодействия при решении учебной задачи;
• характер общения и социальной направленности в процессе взаимодействия.
Для изучения этих параметров детям предлагается выполнять задание в паре, договариваясь о способах
решения. Для этого им предлагается найденные совместные решения (если они пришли к общему соглашению) записывать красным цветом. Если общая точка зрения не найдена, то каждый ребенок записывает свой вариант цели, плана, решения и оценки индивидуальным цветом (для этого перед началом работы определяется, кто из партнеров будет работать, синим цветом, кто зеленым).
В процессе выполнения задания экспериментатором оцениваются действия партнеров по следующим критериям:
• принятие учебной цели взаимодействия;
• удержание учебной задачи в процессе взаимодействия;
• позиция при общении;
• проявление инициативности в ходе взаимодействия;
• стремление к совместным действиям.
Задание 6,