Неозаглавленная страница

Задания для диагностики психологической готовности детей к обучению в основной школе

Задание 1

Два десятиведерных бака соединены внизу трубой. Оба бака полные. Сколько воды осталось в каждом баке, если из первого бака взяли 6 ведер воды?

Целеполагание

I.                    Определи цель: что надо сделать, чтобы выполнить задание.

        ----------------------------------------------------------------------------------

        ----------------------------------------------------------------------------------

        --------------------------------------------------------------------------------

        ---------------------------------------------------------------------------------

Планирование

1.                   Составь план выполнения задания: что будешь делать и в какой последовательности.

                       -------------------------------------------------------------------------------------

                       ---------------------------------------------------------------------------------------

                       --------------------------------------------------------------------------------------

Ход решения

2.                   Записывай и, если можешь, поясняй выполнение задания.

              ------------------------------------------------------------------

                --------------------------------------------------------------------

               -------------------------------------------------------------------

               ---------------------------------------------------------------------

  1. Оценка: Проверь все этапы работы и оцени выполнение за­дания, поставив «+» на той там, где оценка совпадает с твоей: 

  Отлично – Задание выполнил полностью и без ошибок

           Хорошо – Задание выполнил, ошибки (если были) исправил, но немного сомневаюсь в правильности решения.

           Не совсем хорошо – Задание выполнил не полностью, неверное, есть ошибки, не уверен.

          Слабо – Выполнил часть задания, есть ошибки, не совсем понимаю, как надо делать.

          Плохо – Ничего не выполнил. Не знаю, как делать

                Отношение к заданию 1 (аналогично к 2, 3, 4)

Закончи предложения, выбрав те ответы, которые больше всего подходят для тебя.

1. Выполнять это задание мне было ... и...

а) трудно;

б) интересно;

в) скучно;

г) легко;

д) полезно.

2. Если мне предложат задание, похожее на это, я...

а) решу его легко;

б) не хочу его решать;

в) попрошу помочь;

г) займусь им с интересом;

д) попрошу другое задание.

3. Я бы хотел(а), чтобы такое задание ...

а) мне больше не давали;

б) мы решали почаще;

в) нам всегда помогали решать;

г) я научился решать сам;

д) нас научили решать раньше.

4. Я думаю, что такие задания надо решать, прежде всего, потому, что ...

а) это требуется в школьной программе;

б) так считают учителя;

в) они помогают больше знать и уметь;

г) это когда-нибудь пригодится;

д) они интересные и нужные.

5. В следующих классах такие задания ...

а) уже не нужны;

б) обязательно будут;

в) нам не пригодятся;

г) хотелось бы, чтобы были;

д) нужны или нет— не знаю.

Примечание к заданию 1 (аналогично к заданиям 2, 3, 4)

Страничка для психолога

1. Характер самостоятельности при выполнении зада­ния

       Характеристика

           Этапы           

Самостоятельность выполнения

полная (выполнял без помощи)

частичная (до трех шагов содержательной помоши)

слабая (работает только со значительной мерой помоши или под контролем)

Баллы

0

1

2

Целеполагание

Планирование

Решение

Контроль

Оценка

2. Проявление потребности в самостоятельной деятель­ности при выполнении задания

0

1

2

1. Заинтересован­ность на началь­ном этапе

1. Заинтересованность сопровождается тревож­ностью

1 . Отсутствие интереса с самого начала

2. Внимательность при выполнении

2. Эпизодические (час­тые) проявления отвлекаемости (рассеянности)

2. Преобладает рас­сеянность и (или) отвлекаемость

3. Стремление к самостоятельно­му поиску

3. Ищет помощь (под­глядывает, нервничает, переспрашивает)

3. Часто обраща­ется за помощью к сверстнику или учителю

4. Динамичный темп работы

4. Скачкообразный темп (частые остановки, перерывы)

4. Вялый темп работы

5. Желание про­должить работу на всем ее протя­жении

5. Интерес задания зависит от успеха его выполнения

5. Нарастание не­желания выполнять деятельность

Задание 2

Определи, являются ли родственными данные пары слов. Докажи.

ликтор — диктатор;

перчатка — наперсток;

цирк— циркуль.

Целеполагание

  1. Определи свою цель: что надо сделать, чтобы выпол­нить задание.

           -----------------------------------------------------------------

            -----------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------

  Планирование

  1. Составь план выполнения задания: что будешь делать и в какой последовательности.

            ------------------------------------------------------------------

            -----------------------------------------------------------------

              ---------------------------------------------------------------

            Ход решения

  1. Записывай и, если можешь, поясняй выполнение задания.

          ---------------------------------------------------------------------

           -------------------------------------------------------------------

           --------------------------------------------------------------------

Оценка

  1. Проверь все этапы работы и оцени выполнение за­дания, поставив «+» на той там, где оценка совпадает с твоей:

       Отлично – Задание выполнил полностью и без ошибок

           Хорошо – Задание выполнил, ошибки (если были) исправил, но немного сомневаюсь в правильности решения.

           Не совсем хорошо – Задание выполнил не полностью, неверное, есть ошибки, не уверен.

          Слабо – Выполнил часть задания, есть ошибки, не совсем понимаю, как надо делать.

  Плохо – Ничего не выполнил. Не знаю, как делать

Задание 3

Продолжи ряд или дорисуй три объекта, которые продолжают закономерность в каждом ряду.

Целеполагание

  1. Определи свою цель: что надо сделать, чтобы выпол­нить задание.

        ----------------------------------------------------------------------------

         -------------------------------------------------------------------------

          -----------------------------------------------------------------------

        Планирование

  1. Составь план выполнения задания: что будешь делать и в какой последовательности.

         --------------------------------------------------------------------------------

         --------------------------------------------------------------------------------

         -------------------------------------------------------------------------------

        Ход решения

3. Записывай и, если можешь, поясняй выполнение задания.

ох, суп, рама, кошка,

 21, 18, 16, 13, 11, ...

река, озеро, болото, лужа….

Оценка

  1. Проверь все этапы работы и оцени выполнение задания, поставив «+» там , где оценка сов­падает с твоей:

         Отлично – Задание выполнил полностью и без ошибок

           Хорошо – Задание выполнил, ошибки (если были) исправил, но немного сомневаюсь в правильности решения.

           Не совсем хорошо – Задание выполнил не полностью, неверное, есть ошибки, не уверен.

          Слабо – Выполнил часть задания, есть ошибки, не совсем понимаю, как надо делать.

  Плохо – Ничего не выполнил. Не знаю, как делать

   Задание 4

Найди и исправь все ошибки, имеющиеся в тексте.

Пушыстые снижинки осторожно ложатся на землю, и она сливается в ослипительный нарят. По белели дорожки диревья крышы домов. Под лучями сонца блистят, пляшут и лириливаются разноцветные искорки иния. На речьке сред зарослей камыша тимнет вода.

Определи вид ошибки и распредели слова, в которых они допущены, в нужный столбик (пиши исправленный вариант и подчеркивай орфограмму)

Проверя­емые без­ударные гласные в корне слова

Непрове­ряемые гласные в корне слова (сло­варные слова)

Правопи­сание со­гласных, парных по глухо-стк-эвон-костн

Право­писание приставок и предло­гов

Право­писание жи-ши, ча-ша, чу-щу

Право­писание сочетаний -чк-и -чн-

Пропуск буквы в слове

Пунктуа­ция в предло­жении с одно­родными членами

Оценка

Проверь все этапы работы и оцени выполнение зада­ния, поставив «+» там, где оценка совпадает с твоей.

         Отлично – Задание выполнил полностью и без ошибок

           Хорошо – Задание выполнил, ошибки (если были) исправил, но немного сомневаюсь в правильности решения.

           Не совсем хорошо – Задание выполнил не полностью, неверное, есть ошибки, не уверен.

          Слабо – Выполнил часть задания, есть ошибки, не совсем понимаю, как надо делать.

  Плохо – Ничего не выполнил. Не знаю, как делать 

Задание 5

Рассмотри рисунок ковра. Восстанови узор, подобрав к каждому пробелу необходимую часть ковра.






Целеполагание

  1. Запиши, какова цель работы. Если это твоя общая цель — красным цветом, если нет, то можешь записать ее своим цветом.

               ---------------------------------------------

    ----------------------------------------------

                 ---------------------------------------------------

Планирование

     2. Запиши план твоей работы: то, что ты придумал и согласовал вместе, — красным цветом, а то, что считаешь важным только для себя, запиши своим цветом.

Ход решения

3        Около каждой фигуры поставь «+» красным цве­том, если это общее решение, или своим цветом обозначь, чье это было решение.

Задание 6

Продолжи предложения,  выбрав подходящий для тебя ответ.

1.Я бы хотел(а) учиться в 5 классе, потому что ...

а) иначе нельзя;

б) будет много интересного;

       в) хочется узнать, как в средней школе;

       г) все равно заставят;

       д) мне нравится учиться.

       2. Быть готовым к учению в 5 классе это значит ...

      а) хорошо учиться в начальной школе;

        б) подготовить учебники и тетради;

       в) хотеть и стараться узнавать новое;

       г) слушаться учителей;

       д) быть уверенным в себе и своих знаниях.

   3. Я думаю, что в средней школе ...

      а) мне будет скучно и неинтересно;

      б) будет веселее и интереснее;

      в) так же, как и в начальной школе;

     г) я не смогу заниматься тем, чем хочу;

     д) я смогу добиться многого.

     4. В отношениях с другими людьми самыми главными для меня являются отношения ...

     а) с родителями;

    б) со школьными друзьями;

    в) с братьями (сестрами);

    г) с друзьями и знакомыми не в школе:

   д) с учителями.