Неозаглавленная страница

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ

                                                  (Методика Д. Стотта)

Вводные замечания. Становление агрессивного пове­дения ребенка может происходить под влиянием самых разнообразных факторов. Это могут быть определенные индивидуальные, внешние (жара, шум, теснота и т. д.), а также социальные факторы. Особые причины форми­рования агрессивной модели поведения выделяются в отношении детей с нарушениями психического развития. На проявление агрессивности у таких детей, по мнению Л. М. Шипицыной (2003), влияют отклонения со стороны нервной системы, несоответствующее возрастной норме развитие произвольной сферы психики, особенности детско-родительских отношений в семьях с агрессивной моде­лью поведения. Все эти причины, как правило, приводят к закреплению агрессивных действий ребенка, которые могут перерастать в устойчивую личностную черту.

В экспериментальном исследовании И. К. Йокубаускайте (2006), направленном на выявление психологи­ческих особенностей агрессии в поведении детей с ЗПР 7—9 лет, была использована схема стандартизированного наблюдения Д. Стотта. Эта методика позволяет определить уровень агрессивности в поведении ребенка и сформу­лировать предположения о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций.

На основе экспериментальных результатов, получен­ных с помощью данной методики, И. К, Йокубаускайте был сделан вывод, что агрессия в поведении детей с ЗПР 7—9 лет является отражением, как особенностей личности детей, так и специфических особенностей психического развития при задержке его темпа.

Наряду с общими особенностями проявлений агрес­сии в поведении детей 7—9 лет с ЗПР и с нормальным темпом развития, автором были выделены специфические особенности агрессии у младших школьников с ЗПР:

1) повышенная ситуативная зависимость агрессивных проявлений в силу сниженных адаптивных возмож­ностей детей с ЗПР;

2) ригидность аффективных состояний и длительность их последствий, что зачастую является причиной соци­альной неадекватности и дезадаптации детей с ЗПР;

3) преобладание в поведении физической агрессии, как

возможное отражение алекситимии.

Цель исследования. Выявление особенностей агрессии, проявляемой детьми 7—9 лет в поведении.

Оснащение. Стандартная карта наблюдения для каждого исследуемого.

Порядок работы. Карта наблюдений включает в себя 15 показателей проявления агрессивности, за присутствием или отсутствием которых у ребенка должен следить наблюда­тель, заполняющий карту: вегетативные признаки и внешние проявления агрессивности, длительность выхода из состояния раздражения и гнева, чувствительность к помощи взрослого, отношение к собственным проявлениям агрессивности, не­достаточность в проявлениях гуманных чувств, особенности реактивности детей в новых условиях и в условиях проявления агрессии другими, особенности направленности агрессии и особенности демонстрируемых форм агрессии.

Во избежание субъективизма в оценке поведения детей, заполнение карты должно осуществляться компетентным независимым лицом. Карта заполняется на каждого ребенка отдельно. Наблюдение целесообразно проводить в течение некоторого времени (5-7 дней) с тем, чтобы выявить и дифференцировать проявления устойчивые и ситуативные. При осуществлении наблюдения по предлагаемой карте, необходимо фиксировать частоту поведенческих актов ребенка: 0 — не проявляется никогда; 1 - иногда наблюдается; 2- наблюдается часто; 3- проявляется почти всегда; 4 - наблюдается постоянно.

Обработка результатов. Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности:

I уровень, (от 0 до 65 балов) — свидетельствует о том, что поведение ребенка позволяет сделать вывод об отсутствии тенденции закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патологических, скорее всего ребенок в состоянии самостоятельно овладеть агрессивностью.

II уровень, (от 66 до 130) — говорит об опасности закрепления агрессии как патохарактерологической чер­ты; скорее всего, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением;

III уровень, (от 135 до 195 баллов) - характеризует поведение ребенка как патологическое, что предполагает оказание значительной психолого-педагогической помо­щи ему в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;

IV уровень, (от 196 до 240 баллов) - свидетельствует, скорее всего, о серьезных изменениях в личности ребенка, требующих медицинского вмешательства.

При неоднократном наблюдении за поведением ре­бенка в течение определенного времени фиксируется тот уровень агрессии, в интервал баллов которого, чаще всего попадали оценки параметров.

                                                         АГРЕССИВНОСТЬ

 

Ф. И. О. ребенка     ----------------------------------------------------------------

Возраст                    --------------------------------------------------------------

Дата заполнения      ----------------------------------------------------------------

Период наблюдения  -------------------------------------------------------------

Заполнил: родитель, психолог, педагог ----------------------------------------------------------

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 — нет проявлений агрессивности; 1 — проявления агрессивности наблюдаются иногда; 2 — часто; 3 — почти всегда; 4 — не­прерывно. Добавьте те, которые не указаны.

Признаки

проявления

Поведенческие

акты

Частота

агрессивности

проявления

у ребенка

1. Вегетативные

краснеет (бледнеет) в состоянии

01234

 признаки

раздражения, гнева;

и внешние

кусает, облизывает губы в состоянии

01234

проявления

раздражения, гнева;

агрессивности

« сжимает кулаки в состоянии обиды;

01234

сжимает кулаки в состоянии раздра-

01234

жения, гнева;

2. Длитель-

после агрессивной реакции не успо-

01234

ность выхода

каивается в течение 1 5 мин;

из состояния

после агрессивной реакции не успо-

01234

раздражения,

каивается в течение 30 мин.;

гнева

после агрессивной реакции успокаи-

01234

вается в течение 1 часа;

после агрессивной реакции пребы-

01234

вает в напряженном состоянии

в течение дня;

3. Чувствитель-

не может успокоиться без помощи

01234

ность к помо-

взрослого;

щи взрослого

замечания в устной форме не тор-

01234

мозят вербальной агрессии;

замечания в устной форме не

01234

тормозят проявления физической

агрессии;

чувство неприязни к другим не кор-

01234

ректируется извне;

Продолжение   таблицы

Признаки

Частота

проявления

Поведенческие

агрессивности

акты

проявления

у ребенка

4. Отношение

« сам признает негативность своего

01234

к собственным

поведения и прекращает его;

проявлениям

агрессии

признает негативность своего пове-

01234

дения, после комментариев взрослого

прекращает агрессивные действия;

признает негативность, но продол-

01234

жает агрессивные проявления;

* не воспринимает собственные агрес-

01234

сивные действия как негативные;

5. Недостаточ-

делает что-то назло другим;

01234

ность в прояв­лении гуман-

проявляет безразличие к страданиям

01234

ных чувств

других;

стремится причинить другому стра-

01234

дания;

* отсутствие чувства вины после агрессивных реакций

01234

6. Реакция на

непривычная обстановка не тормозит

проявления агрессивности;

01234

новую обстановку и на ограничения

 

непривычная, незнакомая обстановка

01234

провоцирует проявление агрессивности;

в ситуации ограничения активности

01234

проявляет агрессивность;

ограничить агрессивные действия; оказывает сопротивление при попытке

01234

Продолжение   таблицы

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Поведенческие акты

Частота проявле­ния

7. Реактив­ность (чувственность к агрессии других)

реагирует агрессии ей на агрессивные проявления других;

01234

проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрес­сию других;

01234

проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

01234

провоцирует проявления агрессии

01234

8. Проявление

 

проявляет агрессию один на один;

 

01234

агрессии в присутствии других

 

. проявляет агрессию в присутствии

других сверстников;

 

01234

 

взрослых;

ситуация совместной деятельности

01234

провоцирует проявление агрессии;

 

01234

 

9. Проявление физической

агрессии, на­правленной на предмет

агрессии, на­правленной на предмет

                          

01234

в состоянии раздражения, гнева пор­тит любые веши, попадающиеся под руку

01234

портит, веши, независимо от состоя­ния и ситуации;

01234


Практикум по специальной психологии

Продолжение   таблицы

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Поведенческие акты

Частота проявле­ния

10. Проявле­ние агрессии, направленной на других детей

проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева;

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. п.);

01234

01234

проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины;

01234

задирается, провоцирует проявление

агрессии;

01234

01234

1 1 . Проявле­ние агрессии, направленной на взрослых

проявляет агрессию по отношению  к родителям;

проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым;

0 1 2 3"4 01234

проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения и гнева;

01234

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других {задели, толкнули и т. п.};

01234

проявляет агрессию к другим без видимой причины;

01234

Продолжение   таблицы

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Поведенческие

акты

Частота проявле­ния

12. Проявле­ние агрессии, направленной на себя

причиняет себе ущерб в состоянии раздражения и гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой и т. п.);

причиняет себе ущерб после

01234

01234

агрессивных реакций по отношению

01234

к другим;

01234

 

просит причинить ущерб в наказание

01234

причиняет себе ущерб без видимых

причин

01234

13. Проявление

насильно ловит животных;

01234

 агрессии, направленной на животных

причиняет ущерб животным в состо­янии раздражения и гнева;

01234

причиняет ущерб животным без

01234

видимых причин;

01234

 

убивает животных;

01234

14. Проявле­ния вербаль­ной агрессии

говорит обидные слова детям;

говорит обидные слова взрослым;

01234 01234

говорит нецензурные слова детям;

01234

говорит нецензурные слова взрослым;

01234

Окончание  таблицы

Признаки проявления

агрессивности

у ребенка

Поведенческие акты

 

Частота

проявле-

ния

 

15. Проявле-

замахивается;

01234

ния физичес­кой агрессии

щипает, дергает за волосы;

01234 01234

бьет рукой;

01234

бьет ногой;

01234