(Методика Д. Стотта)
Вводные замечания.
В экспериментальном исследовании И. К. Йокубаускайте (2006), направленном на выявление психологических особенностей агрессии в поведении детей с ЗПР 79 лет, была использована схема стандартизированного наблюдения Д. Стотта. Эта методика позволяет определить уровень агрессивности в поведении ребенка и сформулировать предположения о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций.
На основе экспериментальных результатов, полученных с помощью данной методики, И. К, Йокубаускайте был сделан вывод, что агрессия в поведении детей с ЗПР 79 лет является отражением, как особенностей личности детей, так и специфических особенностей психического развития при задержке его темпа.
Наряду с общими особенностями проявлений агрессии в поведении детей 79 лет с ЗПР и с нормальным темпом развития, автором были выделены специфические особенности агрессии у младших школьников с ЗПР:
1) повышенная ситуативная зависимость агрессивных проявлений в силу сниженных адаптивных возможностей детей с ЗПР;
2) ригидность аффективных состояний и длительность их последствий, что зачастую является причиной социальной неадекватности и дезадаптации детей с ЗПР;
3) преобладание в поведении физической агрессии, как
возможное отражение алекситимии.
Цель исследования.
Оснащение.
Порядок работы.
Во избежание субъективизма в оценке поведения детей, заполнение карты должно осуществляться компетентным независимым лицом. Карта заполняется на каждого ребенка отдельно. Наблюдение целесообразно проводить в течение некоторого времени (5-7 дней) с тем, чтобы выявить и дифференцировать проявления устойчивые и ситуативные. При осуществлении наблюдения по предлагаемой карте, необходимо фиксировать частоту поведенческих актов ребенка: 0 не проявляется никогда; 1 - иногда наблюдается; 2- наблюдается часто; 3- проявляется почти всегда; 4 - наблюдается постоянно.
Обработка результатов.
I
II
III
IV
При неоднократном наблюдении за поведением ребенка в течение определенного времени фиксируется тот уровень агрессии, в интервал баллов которого, чаще всего попадали оценки параметров.
Ф. И. О. ребенка ----------------------------------------------------------------
Возраст
Дата заполнения ----------------------------------------------------------------
Период наблюдения -------------------------------------------------------------
Заполнил: родитель, психолог, педагог
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 нет проявлений агрессивности; 1 проявления агрессивности наблюдаются иногда; 2 часто; 3 почти всегда; 4 непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
|
Признаки |
||
|
проявления |
Поведенческие акты |
Частота |
|
агрессивности |
проявления |
|
|
у ребенка |
||
|
1. Вегетативные |
• краснеет (бледнеет) в состоянии |
01234 |
|
признаки |
раздражения, гнева; |
|
|
и внешние |
• кусает, облизывает губы в состоянии |
01234 |
|
проявления |
раздражения, гнева; |
|
|
агрессивности |
« сжимает кулаки в состоянии обиды; |
01234 |
|
• сжимает кулаки в состоянии раздра- |
01234 |
|
|
жения, гнева; |
||
|
2. Длитель- |
• после агрессивной реакции не успо- |
01234 |
|
ность выхода |
каивается в течение 1 5 мин; |
|
|
из состояния |
• после агрессивной реакции не успо- |
01234 |
|
раздражения, |
каивается в течение 30 мин.; |
|
|
гнева |
• после агрессивной реакции успокаи- |
01234 |
|
вается в течение 1 часа; |
||
|
• после агрессивной реакции пребы- |
01234 |
|
|
вает в напряженном состоянии |
||
|
в течение дня; |
||
|
3. Чувствитель- |
• не может успокоиться без помощи |
01234 |
|
ность к помо- |
взрослого; |
|
|
щи взрослого |
• замечания в устной форме не тор- |
01234 |
|
мозят вербальной агрессии; |
||
|
• замечания в устной форме не |
01234 |
|
|
тормозят проявления физической |
||
|
агрессии; |
||
|
• чувство неприязни к другим не кор- |
01234 |
|
|
ректируется извне; |
Продолжение таблицы
|
Признаки
|
|
Частота
|
|
проявления
|
Поведенческие
|
|
|
агрессивности
|
акты
|
проявления
|
|
у ребенка
|
|
|
|
4. Отношение
|
« сам признает негативность своего
|
01234
|
|
к собственным
|
поведения и прекращает его;
|
|
|
проявлениям
|
|
|
|
агрессии
|
• признает негативность своего пове-
|
01234
|
|
|
дения, после комментариев взрослого
|
|
|
|
прекращает агрессивные действия;
|
|
|
|
• признает негативность, но продол-
|
01234
|
|
|
жает агрессивные проявления;
|
|
|
|
* не воспринимает собственные агрес-
|
01234
|
|
|
сивные действия как негативные;
|
|
|
5. Недостаточ-
|
• делает что-то назло другим;
|
01234
|
|
ность в проявлении гуман-
|
• проявляет безразличие к страданиям
|
01234
|
|
ных чувств
|
других;
|
|
|
|
• стремится причинить другому стра-
|
01234
|
|
|
дания;
|
|
|
|
* отсутствие чувства вины после агрессивных реакций
|
01234
|
|
6. Реакция на
|
• непривычная обстановка не тормозит проявления агрессивности; |
01234
|
|
новую обстановку и на ограничения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• непривычная, незнакомая обстановка
|
01234
|
|
|
провоцирует проявление агрессивности;
|
|
|
|
• в ситуации ограничения активности
|
01234
|
|
|
проявляет агрессивность;
|
|
|
|
• ограничить агрессивные действия; оказывает сопротивление при попытке |
01234
|
Продолжение таблицы
|
Признаки проявления агрессивности у ребенка
|
Поведенческие акты
|
Частота проявления
|
|
7. Реактивность (чувственность к агрессии других)
|
• реагирует агрессии ей на агрессивные проявления других;
|
01234
|
|
|
• проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других;
|
01234
|
|
|
• проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других
|
01234
|
|
|
•провоцирует проявления агрессии
|
01234
|
|
8. Проявление
|
• проявляет агрессию один на один;
|
01234
|
|
агрессии в присутствии других
|
. • проявляет агрессию в присутствии других сверстников;
|
01234
|
|
взрослых;
|
||
|
|
• ситуация совместной деятельности
|
01234
|
|
|
провоцирует проявление агрессии;
|
01234
|
|
9. Проявление физической агрессии, направленной на предмет
|
агрессии, направленной на предмет
|
01234
|
|
|
• в состоянии раздражения, гнева портит любые веши, попадающиеся под руку
|
01234
|
|
|
• портит, веши, независимо от состояния и ситуации;
|
01234
|
Практикум по специальной психологии
Продолжение таблицы
|
Признаки проявления агрессивности у ребенка
|
Поведенческие акты
|
Частота проявления
|
|
10. Проявление агрессии, направленной на других детей
|
• проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева; • проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. п.);
|
01234
01234
|
|
|
• проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины;
|
01234
|
|
|
• задирается, провоцирует проявление агрессии;
|
01234
|
|
|
|
01234
|
|
1 1 . Проявление агрессии, направленной на взрослых
|
• проявляет агрессию по отношению к родителям; • проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым;
|
0 1 2 3"4 01234
|
|
|
• проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения и гнева;
|
01234
|
|
|
• проявляет агрессивные реакции на случайные действия других {задели, толкнули и т. п.};
|
01234
|
|
|
• проявляет агрессию к другим без видимой причины;
|
01234
|
Продолжение таблицы
|
Признаки проявления агрессивности у ребенка
|
Поведенческие акты
|
Частота проявления
|
|
12. Проявление агрессии, направленной на себя
|
• причиняет себе ущерб в состоянии раздражения и гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой и т. п.); • причиняет себе ущерб после
|
01234 01234
|
|
|
агрессивных реакций по отношению
|
01234
|
|
|
к другим;
|
01234
|
|
|
• просит причинить ущерб в наказание
|
01234
|
|
|
• причиняет себе ущерб без видимых причин |
01234
|
|
13. Проявление
|
• насильно ловит животных;
|
01234
|
|
агрессии, направленной на животных
|
• причиняет ущерб животным в состоянии раздражения и гнева;
|
01234
|
|
|
• причиняет ущерб животным без
|
01234
|
|
|
видимых причин;
|
01234
|
|
|
• убивает животных;
|
01234
|
|
14. Проявления вербальной агрессии
|
• говорит обидные слова детям; • говорит обидные слова взрослым;
|
01234 01234
|
|
|
• говорит нецензурные слова детям;
|
01234
|
|
|
• говорит нецензурные слова взрослым;
|
01234
|
Окончание таблицы
|
Признаки проявления агрессивности у ребенка |
Поведенческие акты
|
Частота проявле- ния
|
|
15. Проявле- |
• замахивается; |
01234 |
|
ния физической агрессии |
• щипает, дергает за волосы; |
01234 01234 |
|
• бьет рукой; |
01234 |
|
|
• бьет ногой; |
01234 |