Поступление в школу это начало нового возрастного этапа в жизни ребенка. В последние годы школьное обучение нередко начинается с шести лет, что означает смещение календарных сроков начала младшего школьного возраста на более ранний период. Таким образом, в зависимости от решения родителей и специфики учебного заведения младшее школьное детство длится от 67 до 9-10 лет.
Ведущей в этом возрасте является учебная деятельность. Д. Б. Эльконин (1989) пишет, что в младшем школьном возрасте ребенок стремится овладеть спецификой учебной деятельности, которая, с одной стороны, общественна по содержанию, форме и смыслу, а с другой стороны, сугубо индивидуальна по результату. Это значит, что у младшего школьника должны сформироваться и общественно выработанные способы действий, и субъективные умения и навыки.
В процессе учебной деятельности происходит актуали
Весьма значительные изменения в младшем школьном возрасте происходят в регулятивной сфере психики. Внимание начинает носить все более произвольный характер. В экспериментальных исследованиях П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой (1979) была доказана принципиальная возможность овладения младшими школьниками произвольной регуляцией интеллектуальной деятельности как особой формой произвольного внимания. Необходимость сознательного усвоения знаний на уроке инициирует у детей младшего школьного возраста и способности к произвольному запоминанию. Хотя, как и в дошкольном детстве, наглядно-образная память продолжает сохранять преимущественное значение, особое место начинает отводиться логической организации способов запоминания материала. К. П. Мальцева (1960) указывает, что в период обучения в младших классах дети овладевают умением организовывать запоминание в соответствии с конкретной мнемической задачей и могут пользоваться рядом рациональных приемов запоминания.
А. Г. Рузская (1960) выявила, что основными тенденциями развития воображения в младшем школьном возрасте являются возрастание его реализма и наличие элементов реподуктивности. Младший школьник стремится максимально приблизить образы воображения к реальной действительности, проявляет критичность в отборе материалов для игр, в создании рисунков и поделок. В то же время в играх и продуктивной деятельности детей прослеживается точное воспроизведение действий и ситуаций, которые они наблюдали у взрослых либо пережили сами. К концу младшего школьного возраста
В младших классах перед ребенком открывается новый аспект речевого развития это письменная речь, которая является более произвольной и непременно имеет в своей основе логическое мышление и внутреннюю речь. Происходит дальнейшее развитие устной речи: ситуативная речь постепенно уступает место контекстной, существенно увеличивается объем словаря, усваиваются новые речевые средства.
Несмотря на ведущую роль учебной деятельности, младший школьник продолжает сохранять интерес к игре. Тематика, форма и содержание игр значительно изменяются по сравнению с дошкольным возрастом. Дети с удовольствием участвуют в играх с правилами (настольные, подвижные игры), которые удовлетворяют их потребность в интеллектуальной деятельности. Сюжетно-ролевые игры отражают разные стороны общественных отношений и чаще всего носят коллективный характер.
Процесс объективной социализации ребенка влечет за собой значительные изменения в его личностной сфере. Происходит формирование нового уровня самосознания, социального «Я» ребенка, которое воплощается во «внутренней позиции» школьника (Божович Л. И., 1995}. Младший школьный возраст это период активного формирования моральных чувств, которые в дальнейшем становятся мотивами поведения ребенка. Причем мотивы становятся более значимыми и действенными, чем в дошкольном возрасте. В качестве особого мотива начинает выступать отношение к ребенку коллектива класса или какой-то его группы. Однако нравственные чувства у младшего школьника еще весьма неустойчивы, так как не имеют обобщенного характера и достаточно четкого осознания.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. В младших классах
Предлагаемые в этом разделе методики исследования позволяют получить данные о некоторых особенностях познавательных процессов и личностного развития у отдельных категорий аномальных детей младшего школьного возраста.