Неозаглавленная страница

МЕТОДИКА АДАПТИРОВАННОГО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вводные замечания. Данная методика разработана Всероссийским центром по детской неврологии. В ней приводится несколько сокращенная (по сравнению с общепринятой методикой А. Р. Лурия) схема нейропсихологического исследования, направленная на обследо­вание детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста.

Схема включает основные пробы и тесты, выявляю­щие нарушения функций праксиса, гнозиса, речи, памяти и мышления; в специальной формализованной таблице представлены возможные варианты отклонений в выпол­нении проб ребенком, а также их нейропсихологическая трактовка и связь с дисфункцией определенных мозговых структур.

Отклонения, определяемые при нейропсиходогическом исследовании, позволяют выбрать метод направлен­ного коррекционно-восстановительного обучения.

Цель исследования. Нейропсихологический анализ нарушений развития.

Оснащение. Для исследования должны быть заго­товлены специальные картинки, с помощью которых определяется зрительное восприятие, набор предметов для исследования тактильного восприятия, а также чистые листы бумаги, ручка, карандаш.

Порядок работы:

ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ. БЕСЕДА

Исследование проводится индивидуально. Исследова­тель садится напротив ребенка. В комнате не должно быть посторонних людей, ярких плакатов и игрушек, которые отвлекали бы внимание ребенка от работы. Подготовка к нейропсихологическому обследованию начинается с предварительной беседы, в ходе которой исследователь должен расположить ребенка к себе, вызвать его доверие. Во время беседы оцениваются личностные особенности ребенка, адекватность его поведения, критичность, отно­шение к членам семьи, друзьям, воспитателям в детском саду, учителям в школе.

Л. С, Цветкова (2002) предлагает совмещать предвари­тельную беседу с экспресс-методикой исследования общего состояния психической сферы и личности ребенка, целью которой является изучение умения вступать в контакт, возможностей вербального общения, изучение некоторых личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков, особенностей работоспособности, зоны ближайшего развития. И хотя эта методика не вхо­дит в методику адаптированного нейропсихологического исследования, нам видится целесообразным ее описание (Приложение 8).

Затем ребенку предъявляется ряд заданий на вы­явление явных или скрытых признаков левшества, мо­торного или сенсорного доминирования: определение «ведущей» руки в быту, «ведущей» ноги, «ведущих» глаза, уха.  В результате определяется своеобразный коэффи­циент левшества — в виде дроби, в числителе которой проставляется количество проб, выявивших левшество, а в знаменателе — общее число проведенных проб. Обыч­но проводится не меньше и проб:  1-4 «ведущая» рука в быту (при письме, при пользовании ложкой, зубной щеткой, расческой); 5 — перекрест пальцев обеих рук (при праворукости правый большой палец располагается сверху); 7 — аплодирование (при праворукости правая рука сверху и активнее); 8 — «ведущая» рука при игре с мячом; 9 — предпочтение стороны при подпрыгивании на одной ноге;  10— предпочтение одного глаза при пользовании «подзорной трубой», свернутой из листа бумаги; 11 — пред­почтение уха при прослушивании тиканья часов.