Вводные замечания.
Схема включает основные пробы и тесты, выявляющие нарушения функций праксиса, гнозиса, речи, памяти и мышления; в специальной формализованной таблице представлены возможные варианты отклонений в выполнении проб ребенком, а также их нейропсихологическая трактовка и связь с дисфункцией определенных мозговых структур.
Отклонения, определяемые при нейропсиходогическом исследовании, позволяют выбрать метод направленного коррекционно-восстановительного обучения.
Цель исследования.
Оснащение.
Порядок работы:
ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ. БЕСЕДА
Исследование проводится индивидуально. Исследователь садится напротив ребенка. В комнате не должно быть посторонних людей, ярких плакатов и игрушек, которые отвлекали бы внимание ребенка от работы. Подготовка к нейропсихологическому обследованию начинается с предварительной беседы, в ходе которой исследователь должен расположить ребенка к себе, вызвать его доверие. Во время беседы оцениваются личностные особенности ребенка, адекватность его поведения, критичность, отношение к членам семьи, друзьям, воспитателям в детском саду, учителям в школе.
Л. С, Цветкова (2002) предлагает совмещать предварительную беседу с экспресс-методикой исследования общего состояния психической сферы и личности ребенка, целью которой является изучение умения вступать в контакт, возможностей вербального общения, изучение некоторых личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков, особенностей работоспособности, зоны ближайшего развития. И хотя эта методика не входит в методику адаптированного нейропсихологического исследования, нам видится целесообразным ее описание (Приложение 8).
Затем ребенку предъявляется ряд заданий на выявление явных или скрытых признаков левшества, моторного или сенсорного доминирования: определение «ведущей» руки в быту, «ведущей» ноги, «ведущих» глаза, уха. В результате определяется своеобразный коэффициент левшества в виде дроби, в числителе которой проставляется количество проб, выявивших левшество, а в знаменателе общее число проведенных проб. Обычно проводится не меньше и проб: 1-4 «ведущая» рука в быту (при письме, при пользовании ложкой, зубной щеткой, расческой); 5 перекрест пальцев обеих рук (при праворукости правый большой палец располагается сверху); 7 аплодирование (при праворукости правая рука сверху и активнее); 8 «ведущая» рука при игре с мячом; 9 предпочтение стороны при подпрыгивании на одной ноге; 10 предпочтение одного глаза при пользовании «подзорной трубой», свернутой из листа бумаги; 11 предпочтение уха при прослушивании тиканья часов.