Объективное исследование проводится строго по схеме (Приложение 5), все наблюдения в процессе проведения проб заносятся в протокол. В случае невозможности проведения исследования (при истощении внимания ребенка, плохом его самочувствии и т. п.) в протоколе необходимо указать номера пропущенных проб. Предъявление заданий ведется по списку проб, представленных в таблице, где дается перечень исследуемых психических функций, номера относящихся к каждой из них проб, а так же краткие инструкции по их применению. Исследователь должен убедиться в том, что задание понято ребенком, и в случае неправильного выполнения повторить инструкцию.
Приложение 5 включает в себя 67 проб, которые распределены на 14 групп в соответствии с исследуемой функцией. Кинестетическая основа движений исследуется с помощью проб на воспроизведение различных положений пальцев руки и включает выполнение задания по зрительному (пробы 16) и тактильному (пробы 79) образцам, а также воспроизведение позы с одной руки на другую (пробы 1114). Исследование пространственного праксиса проводится с помощью проб 1521, при которых ребенок воспроизводит определенное положение руки по отношению к различным частям тела, а исследование динамического праксиса (пробы 2227) включает пробы на смену трех положений кисти, рисования заданного узора правой рукой; самостоятельное значение имеет проба на реципрокную координацию движений.
Слухомоториая координация исследуется с помощью проб 28-36 и включает оценку ритмов, воспроизведение их по слуховому образцу или устной инструкции. Стереогноз исследуется с помощью проб 3738, а зрительный гнозис 3942. Исследованию сенсорной, моторной, номинативной функции речи посвящены 4347 пробы. С помощью проб 4851 исследуется слухоречевая память,
а при проведении проб 5657 зрительная. Отдельно проводятся пробы, с помощью которых исследуется рисование (52-54), чтение (58), письмо (59-64), счет (65). В завершение исследования ребенку предлагаются простейшие задачи (6667). Следует обратить внимание, что пробы 3536, а также с 58 по 67 предназначены для детей школьного возраста, хотя их использование с детьми 56-летнего возраста может быть полезным в плане определения их развития и готовности к школе. Обработка результатов:
Нейропсихологический анализ нарушений. Топический анализ
Анализ результатов нейропсихологического исследования представляет определенные трудности. Для упрощения задачи исследователя разработана специальная формализованная схема (Приложение 6), в которой приводятся наиболее значимые нарушения проб, а также их психофизиологическая трактовка и возможная локализация функциональная недостаточность в коре больших полушарий. Учитывая направленность серии проб на исследование определенной функции, выявленные нарушения носят суммарный характер, обобщая результаты исследований не отдельной пробы, а отдельной функции. Так, нарушения кинестетического праксиса (пробы 114) могут иметь шесть вариантов с 1.1 до 1.6 (в нумерации нарушений принят код, в котором первая цифра соответствует номеру функции, вторая нарушению, а третья выполнению пробы правой или левой рукой). В зависимости от характера нарушения функций варьируется психофизиологическая оценка: например, нарушения кинестетического праксиса могут быть обусловлены нарушением кинестетической основы движений, односторонней пространственной агнозией, нарушением межполушарного взаимодействия, инертностью движений. В соответствии с психологической оценкой локализация дисфункции может существенно различаться, обнаруживая
Таким образом, интерпретация результатов нейропсихологического исследования строится не только на констатации, но и на квалификации симптомов нейропсихологических процессов. Она определяет необходимость выделения основного дефекта, лежащего в основе этого нарушения, который приводит к появлению комплекса симптомов, составленного из внешне разрозненных, но на самом деле внутренне связанных друг с другом проявлений. Уже результаты исследования первой функции (кинестетический праксис) позволяют обозначить определенную «территорию» дисфункции в мозге, так же как и исследование следующих функций пространственного и динамического праксиса, слухомоторной координации, стереогноза и др.
При постановке топического диагноза исследователь может использовать Приложение 7, где сведены цифровые коды нарушений всех исследованных функций, распределенные в зависимости от локализации поражений в левом или правом полушарии мозга. Исследователь должен подчеркнуть те нарушения, которые он выявил в процессе индивидуального исследования, и, таким образом, определить топический диагноз. Следует учитывать, что приведенные в Приложении 7 локальные нейропсихологические синдромы являются ключевым ориентиром для оценки выявленных расстройств, но в конкретных случаях могут варьироваться в зависимости от ряда факторов.
Предложенная схема адаптированного нейропсихологического исследования может повысить диагностические возможности, однако результаты этих исследований не должны абсолютизироваться и оцениваться без учета общих характеристик состояния здоровья дошкольника и младшего школьника.
Выявленные с помощью нейропсихологического обследования отклонения значительно обогащают представление о минимальной мозговой дисфункции (ММД), учитывая преимущественную локализацию и психофизиологическую характеристику функционального дефицита, что позволяет определить основные направления корригирующих мероприятий в каждом конкретном случае.
При более глубоком локальном психологическом синдроме функциональный дефицит может быть обусловлен различными органическими поражениями мозга (аномалии развития, последствия перинатального поражения ЦНС, наследственно-дегенеративные, воспалительные или опухолевые процессы и др.). В этих случаях ребенок нуждается в дополнительном обследовании.