|
Категория нарушенного развития
|
Степень выраженности недостаточности
|
||||||||
|
мышления
|
речи
|
обучаемости
|
|||||||
|
1
|
II
|
III
|
1
|
II
|
III
|
I
|
II
|
III
|
|
|
Умственная отсталость
|
|
|
+
|
(+)
|
+
|
|
|
|
+
|
|
Задержка психического развития
|
|
+
|
|
(+)
|
+
|
|
|
+
|
|
|
Общее недоразвитие речи
|
+
|
(+)
|
|
|
|
+
|
+
|
(+)
|
|
Наиболее типичными случаями для рассматриваемых категорий являются следующие.
При умственной отсталости
Легкая или средняя степень выраженности недостатков в развитии мышления, при возможном наличии некоторых речевых дефектов и несколько сниженной (слегка или умеренно), по сравнению с нормой, обучаемости, наблюдается обычно при задержке психического развития.
Отсутствие нарушений в развитии мыслительной деятельности (что особенно отчетливо обнаруживается при выполнении заданий наглядно-практического характера) или слабая их выраженность и преимущественное проявление в заданиях словесно-логического характера, значительные недостатки в развитии речи и близкая к норме или незначительно сниженная обучаемость характерны для случаев общего недоразвития речи.
Для каждой категории нарушенного развития представлены как наиболее часто встречающиеся варианты сочетания разных степеней выраженности недоразвития обследованных функций, так и менее вероятные, но имеющие место варианты. В последнем случае данные о степени недостаточности взяты в скобки. Такие варианты при умственной отсталости, прежде всего, проявляются в состоянии речи. Так, в некоторых случаях у детей с легкой степенью умственной отсталости, особенно если на протяжении дошкольного периода с ними достаточно много занимались, речевое развитие может быть вполне благополучным. И в то же время у педагогически запущенных умственно отсталых дошкольников наблюдается выраженное отставание в речевом развитии, грубо проявляющееся при обследовании всех сторон речи. Особенно значительные нарушения развития речи наблюдаются у умственно отсталых со сложным дефектом, при котором разлитое поражение мозга сочетается с локальным повреждением речевых зон.
Соответственно, при общем недоразвитии речи может наблюдаться разный уровень обучаемости: от близкого к нормальному до средней степени недостаточности.
Как видно из таблицы 6, наибольшее значение для дифференциальной психодиагностики нарушений развития придается особенностям мыслительной деятельности (в трех видах мышления), состоянию речевого развития (с учетом трех сторон речи) и обучаемости ребенка (как общей характеристики потенциальных возможностей познавательной деятельности).
Это не значит, что особенности памяти или внимания не имеют значения. Конечно, для того чтобы определить, какие коррекционные мероприятия должны проводиться с ребенком, важно знать и другие особенности его психической деятельности, и их изучение осуществляется в процессе диагностики индивидуальных особенностей. Однако основное направление педагогической работы с ребенком определяется именно этими тремя факторами.
Итак, психологическое обследование, проведенное с помощью методик, построенных в виде обучающего эксперимента, позволяет проводить точную дифференциальную диагностику сходных нарушений психического развития у детей.