Неозаглавленная страница

Оценка уровня сформированности психических процессов при нарушениях психического развития

Категория нарушенного развития

Степень выраженности недостаточности

мышления

речи

обучаемости

1

II

III

1

II

III

I

II

III

Умственная отсталость

+

(+)

+

+

Задержка психического развития

+

(+)

+

+

Общее

недоразвитие речи

+

(+)

+

+

(+)

Наиболее типичными случаями для рассматриваемых категорий являются следующие.

При умственной отсталости обычно отмечаются значительные нарушения мышления, легкие недостатки речевого развития и низкий уровень обучаемости.

Легкая или средняя степень выраженности недо­статков в развитии мышления, при возможном наличии некоторых речевых дефектов и несколько сниженной (слегка или умеренно), по сравнению с нормой, обуча­емости, наблюдается обычно при задержке психического развития.

Отсутствие нарушений в развитии мыслительной деятельности (что особенно отчетливо обнаруживается при выполнении заданий наглядно-практического харак­тера) или слабая их выраженность и преимущественное проявление в заданиях словесно-логического характера, значительные недостатки в развитии речи и близкая к норме или незначительно сниженная обучаемость харак­терны для случаев общего недоразвития речи.

Для каждой категории нарушенного развития пред­ставлены как наиболее часто встречающиеся варианты сочетания разных степеней выраженности недоразвития обследованных функций, так и менее вероятные, но имеющие место варианты. В последнем случае данные о степени недостаточности взяты в скобки. Такие варианты при умственной отсталости, прежде всего, проявляются в состоянии речи. Так, в некоторых случаях у детей с легкой степенью умственной отсталости, особенно если на протяжении дошкольного периода с ними достаточно много занимались, речевое развитие может быть вполне благополучным. И в то же время у педагогически запу­щенных умственно отсталых дошкольников наблюдается выраженное отставание в речевом развитии, грубо прояв­ляющееся при обследовании всех сторон речи. Особенно значительные нарушения развития речи наблюдаются у умственно отсталых со сложным дефектом, при котором разлитое поражение мозга сочетается с локальным пов­реждением речевых зон.

Соответственно, при общем недоразвитии речи может наблюдаться разный уровень обучаемости: от близкого к нормальному до средней степени недостаточности.

Как видно из таблицы 6, наибольшее значение для дифференциальной психодиагностики нарушений разви­тия придается особенностям мыслительной деятельности (в трех видах мышления), состоянию речевого развития (с учетом трех сторон речи) и обучаемости ребенка (как общей характеристики потенциальных возможностей поз­навательной деятельности).

Это не значит, что особенности памяти или внимания не имеют значения. Конечно, для того чтобы определить, какие коррекционные мероприятия должны проводиться с ребенком, важно знать и другие особенности его пси­хической деятельности, и их изучение осуществляется в процессе диагностики индивидуальных особенностей. Однако основное направление педагогической работы с ребенком определяется именно этими тремя факторами.

Итак, психологическое обследование, проведенное с помощью методик, построенных в виде обучающего эксперимента, позволяет проводить точную дифферен­циальную диагностику сходных нарушений психического развития у детей.