Неозаглавленная страница

Раздел VI

ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СХОДНЫХ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Специальная психология является отраслью общей психологии, поэтому ее основным методом исследования также является эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в сборе фактов в специально смодели­рованных условиях, обеспечивающих активное проявле­ние изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов психической деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения.

Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или какой-либо другой психической деятельности.

В экспериментах, которые проводятся с аномаль­ными детьми, есть своя специфика. Прежде всего, она состоит в том, что содержание заданий должно быть доступно ребенку. Кроме того, сама подача материала должна осуществляться особым образом. В большинстве случаев задание предлагается в игровой форме, это каса­ется детей как дошкольного, так и школьного возраста.

При работе с детьми школьного возраста используется подача экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивировка задания может быть изменена. Например, при необходимости изучить особенности опосредованного запоминания предлагается задание «пиктограмма», мотивированное на проверку памяти с помощью рисунков или используется методика Кооса с мотивировкой проверки умения складывать ор­наменты и т. п.

Таким образом, моделируемый психический акт или процесс должен быть трансформирован в простое, доступ­ное осмыслению аномального ребенка, действие. Моти­вировка должна способствовать установлению контакта с ребенком, что позволит провести обследование глубоко и тщательно. Метод эксперимента, как и другие методы, должен обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, а главное — обеспечить получение сведений об уровне обучаемости ребенка. Обучаемость является важнейшей характеристикой психического раз­вития ребенка, и определение ее позволяет более точно дифференцировать сходные нарушения.

Для определения обучаемости как способности к усвоению знаний в специальной психологии применя­ется обучающий эксперимент. Принцип обучающего эксперимента разрабатывался в детской патопсихологии Н. И. Непомнящей, а для диагностики умственной отста­лости — А. Я. Ивановой.

Любая методика модифицируется следующим обра­зом: избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению зада­чи. Помошь экспериментатора строго регламентирована в виде фиксированных инструкций — кратких «уроков». В качестве показателя обучаемости учитываются следую­щие моменты:

• количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс форми­рования навыка); возможность и качество словесного отчета о проде­ланной работе;

• возможность переноса сформированного навыка в новые условия.

В задачу экспериментатора входит обеспечение ре­гистрации не только конечного результата, но и самого процесса, а также применяемых способов. При этом нужно учитывать зону ближайшего развития, для чего при неуда­че необходимо оказывать строго дозированную помощь. Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемого ребенку задания. Каждое из эксперимен­тальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности. Понятие «степень сложности» включает следующие показатели:

• характеристика объема материала, с которым дейс­твует ребенок во время выполнения задания;

• степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания;

• виды помощи, которые могут быть предложены ре­бенку в процессе выполнения задания. Последовательность оказываемой помощи:

!. Стимуляция к действию (подумай, постарайся сделать, у тебя получится).

2. Разъяснение сущности действия ('например, при класси­фикации: сюда будем откладывать все желтые кружки, а сюда— красные).

3. Введение наглядности при показе пути решения (экс­периментатор выкладывает перед ребенком детали, необходимые для заданной конструкции, и начина­ет конструирование, предлагая ребенку продолжить действие).

4. Демонстрация образца (конкретная помощь) выполне­ния задания с последующей репродукцией его ребен­ком (экспериментатор сложил разрезную картинку, показал ребенку результат деятельности, разобрал  конструкцию и предложил ребенку сделать то же самое).Как можно аметить, такая последовательность оказа­ния помощи поочередно влияет на разные этапы психичес­кой деятельности, позволяя выявить, на каком из этапов произошло нарушение. Результаты исследования покажут, способен ли ребенок вообще действовать в данной сфере деятельности, может ли он решить определенную задачу в обычных или хотя бы облегченных условиях и при высокой мотивации.

Полученные с помощью обучающего эксперимента данные могут быть использованы для первичной оценки обучаемости детей, для сравнения сдвигов в развитии при различных системах обучения. Они помогут обеспе­чить индивидуальный подход при обучении. Рассмотрим использование методики Кооса в качестве обучающего эксперимента.