(«Школы личностной тревожности» А, М. Прихожан,
«Тест школьной тревожности» Б. Н. Филипса, проективная
методика «Дом - Дерево Человек» (ДЦЧ), проективная
методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС): подбор,
адаптация методик и диагностические критерии
Н. П. Кондратьевой, 2002)
Вводные замечания.
Поскольку выделяют открытые и скрытые формы тревожности, для их исследования целесообразно применять как вербальные, так и невербальные методики. Вербальные методики направлены, как правило, на диагностику открытых форм тревожности, непосредственно связанных с определенными областями жизни учащихся. Сознательно переживаемую, диагностируемую при помощи личностных
опросников, тревожность можно определить как осознаваемую. Но опросники полностью не обеспечивают выявления тревожности учащихся, прежде всего, вследствие большого числа всевозможных защитных тенденций. Кроме того, вербальные методики не выявляют тревожности, которая жестко не связана с определенными объектами. В связи с указанными обстоятельствами, наряду с вербальными, необходимо использовать и проективные методики, нацеленные на выявление глубинных форм тревожности, часто не демонстрируемых открыто, которые можно определить как неосознаваемые. Важно и то, что определенная часть испытуемых имеет отклонения в умственном развитии, вследствие чего у них возможны затруднения в работе с вербальным психодиагностическими методиками. Проективные методики, в частности графические, для данной категории подростков более доступны.
Особое внимание следует обращать на школьную тревожность, что обусловлено как сохранением значимости школьных ситуаций для подростков (особенно с ЗПР и умственной отсталостью), так и тем, что школа играет важную роль в формировании самооценки, межличностных отношений. Кроме того, в связи с частой встречаемостью неблагоприятных условий семейного воспитания детей с ЗПР и умственной отсталостью, важно изучить, насколько часто у этих детей имеют место переживания тревожности при субъективном восприятии семейных ситуаций.