Неозаглавленная страница

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

(«Школы личностной тревожности» А, М. Прихожан,

«Тест школьной тревожности» Б. Н. Филипса, проективная

методика «Дом - Дерево — Человек» (ДЦЧ), проективная

методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС): подбор,

адаптация методик и диагностические критерии

Н. П. Кондратьевой, 2002)

Вводные замечания. Н. П. Кондратьева (2002) указывает, что личностная тревожность как индивидуально-психоло­гическая особенность проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Имея природные предпосылки, она складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. Источником тревоги является как опыт — приобретенная ранее подобная реакция, так и значимость ситуации для индивида. Тревож­ность отражает неудовлетворение значимых потребностей человека, в частности, в подростковом возрасте она воз­никает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем отношении к себе. Личностная тревож­ность может проявляться в открытой и скрытой форме, а также может иметь разнообразные «маски». Подростковый возраст является сензитивным как для закрепления, так и для преодоления устойчивой тревожности.

Поскольку выделяют открытые и скрытые формы тре­вожности, для их исследования целесообразно применять как вербальные, так и невербальные методики. Вербальные методики направлены, как правило, на диагностику от­крытых форм тревожности, непосредственно связанных с определенными областями жизни учащихся. Сознательно переживаемую, диагностируемую при помощи личностных

опросников, тревожность можно определить как осознавае­мую. Но опросники полностью не обеспечивают выявления тревожности учащихся, прежде всего, вследствие большого числа всевозможных защитных тенденций. Кроме того, вербальные методики не выявляют тревожности, которая жестко не связана с определенными объектами. В связи с указанными обстоятельствами, наряду с вербальными, необходимо использовать и проективные методики, наце­ленные на выявление глубинных форм тревожности, часто не демонстрируемых открыто, которые можно определить как неосознаваемые. Важно и то, что определенная часть испытуемых имеет отклонения в умственном развитии, вследствие чего у них возможны затруднения в работе с вербальным психодиагностическими методиками. Проек­тивные методики, в частности графические, для данной категории подростков более доступны.

Особое внимание следует обращать на школьную тревожность, что обусловлено как сохранением значимости школьных ситуаций для подростков (особенно с ЗПР и умственной отсталостью), так и тем, что школа играет важную роль в формировании самооценки, межличностных отношений. Кроме того, в связи с частой встречаемостью неблагоприятных условий семейного воспитания детей с ЗПР и умственной отсталостью, важно изучить, насколько часто у этих детей имеют место переживания тревожности при субъективном восприятии семейных ситуаций.