Неозаглавленная страница

«ШКАЛЫ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ»

(Методика А. М. Прихожан в адаптации Н. П. Кондратьевой)

Вводные замечания. «Шкалы личностной тревожности для учащихся 10—16 лет» была разработана А. М. Прихожан по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни.

Достоинством подобных шкал является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызы­вающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, то есть от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний. Данная методика включает в себя 40 ситуаций (см. Приложение 11), которые подразделя­ются на 4 группы: 1) ситуации, связанные со школой; 2) ситуации, связанные с оценкой себя, своих возможностей; 3) ситуации межличностных отношений; 4) магические, мистические обстоятельства. Это позволяет в итоге выде­лить виды частной, парциальной тревожности: школьную, самооценочную, межличностную, магическую и общую, генерализованную тревожность.

Методика относится к числу бланковых, что позво­ляет проводить ее коллективно, но в связи с особенностя­ми испытуемых с нарушениями психического развития Н. П. Кондратьева предлагает психодиагностическое об­следование проводить по диадам, то есть одновременно диагностировать двух человек.

Цель исследования. Изучение особенностей общей и частных видов осознаваемой тревожности у подростков. Оснащение. Индивидуальные бланки для испытуемых подростков.

Порядок работы. После небольшой беседы, направ­ленной на создание доброжелательной атмосферы и установление контакта с учащимися, следует несколько упрощенная, по сравнению с оригиналом инструкция: «Я буду зачитывать ситуации, с которыми вы встречаетесь в жизни. Этот текст напечатан на листах, лежащих перед вами. Некоторые ситуации могут быть для вас неприятны­ми, так как могут вызывать тревогу, беспокойство, страх. Вам нужно представить себя в каждой из этих ситуаций и поставить каждой из них оценку от 0 до 4 в зависимости от того, насколько ситуация для вас неприятна, насколь­ко она вас беспокоит, тревожит, страшит. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, то рядом с ее номером на своих листах поставьте цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит вас, поставьте цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны — поставьте цифру 2. Если с ситуацией связаны сильные беспокойство, тревога, страх, и вам не хотелось бы в такую ситуацию, поставьте цифру 3. Если же ситуация вас очень сильно беспокоит, тревожит, страшит, поставьте цифру 4. Таким образом, чем больше будет вас беспокоить, тревожить та или иная ситуация, тем выше будет оценка, которую вы поставите, и наоборот». Далее уточняется, все ли понятно испытуемым, разбирается пример, и учащиеся приступают к работе. Текст методики, распечатанный на бланках, во время проведения исследования находится перед учащи­мися; кроме того, он зачитывается вслух исследователем, что позволяет обеспечить комплексное зрительно-слуховое восприятие. В ходе работы с методикой перед каждым учащимся на столе лежит лист с указанием того, какая сте­пень тревожности обозначается той или иной оценкой.

Обработка результатов. При обработке результатов при помощи ключа подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале. По­лученная сумма баллов представляет собой первичную (или «сырую») оценку. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве школьной оценки используется стан­дартная десятка (стены). Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам — отдельных ви­дов тревожности. Результаты данной методики позволяют определить следующие уровни тревожности:

1) «чрезмерное спокойствие», которое может иметь и не иметь защитный характер;

2) нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности;

3) несколько повышенный уровень тревожности;

4) явно повышенная тревожность, обычно носящая «разлитой», генерализованный характер;

5) очень высокая тревожность, свидетельствующая о том, что ее обладателя можно отнести к группе риска.

Ключи Личностная тревожность

Субшкала

Пункты шкалы

Школьная тревожность

157111216 19 28 30 34

Самооценочная тревожность

3 6 8 13 17 20 25 29 33 39

Межличностная тревожность

291518 22 24 26 32 36 38

Магическая тревожность

4 10 14 21 23 27 31  35 37 40

                             Общая тревожность

Сте­ны

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девуш.

юноши

1

0-33

0-26

0-34

0-26

0-34

0-37

0-33

0-27

2

34-40

27-32

35-43

27-32

35-43

38-45

34-39

28-34

3

41-48

33-39

44-50

33-38

44-52

46-53

40-46

35-41

4

49-55

40-45

51-58

39-44

53-61

54-61

47-53

42-^7

5

56-62

46-52

59-66

45-50

62-70

62-69

54-60

48-54

6

63-70

53-58

67-74

51-56

71-80

70-77

61-67

55-61

7

71-77

59-65

75-81

57-62

81-88

78-85

68-74

62-68

8

78-84

66-71

82-89

63-67

89-98

86-93

75-80

69-75

9

85-92

72-77

90-97

68-73

99-107

94-1 01

81-87

76-82

10

93 и более

78 и более

98 и

более

74 и более

108 и более

102 и более

88 и более

83 и более

                         Школьная тревожность

Сте­ны

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девуш.

юноши

1

0-8

0-7

0-2

0-7

0-8

0-7

0-7

0-6

2

9-11

8-10

3-5

8-9

9-10

8-9

8-9

7

3

12-13

11-12

6-7

10

11-13

10-12

10-11

8

4

14-16

13-14

8-10

11-12

14-15

13-15

12-13

9

5

17-18

15-16

11-12

13

16-18

16-17

14

10

6

19-20

17-18

13-15

14-15

19-20

18-20

15-16

11

7

21-22

19-20

16-17

16

21-22

21-22

17-18

12-13

8

23-25

21-22

18-20

17-18

23-25

23-25

19-20

14

9

26-27

23-24

21-22

19-20

26-28

26-28

21-22

15

10

28 и

более

25 и более

23 и более

21  и

более

29 и более

29 и более

23 и более

16 и более

                       Самооценочная тревожность

Сте­ны

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девуш.

юноши

1

0-10

0-7

0-9

0-5

0-8

0-7

0-6

0-7

2

11

8-9

10-11

6-7

9-10

8-10

7-8

8-9

3

12-13

10

12-13

8

11-13

11-13

9-11

10-12

4

14

11-12

14-16

9-10

14-16

14-16

12-13

13-15

5

15-16

13

17-18

10-11

17-19

17-19

14-16

1 6-1 7

6

17-18

14-15

19-20

11-12

20-22

20-22

17-18

18-20

7

19

16-17

21-22

13-14

23-25

23-25

19-21

21-23

8

20-21

18

23-24

15

26-28

26-28

22-23

24-25

9

22-23

19-20

25-27

16-17

29-31

29-31

24-26

26-28

10

24 и более

21  и более

28 и более

18 и более

32 и более

32 и более

27 и более

29 и более

               Межличностная тревожность

Сте­ны

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девуш.

юноши

1

0-8

0-7

0-8

0-8

0-6

0-8

0-6

0-7

2

9

8

9-10

9

7-9

9-11

7-8

8-9

3

10

9

11-12

10

10-12

12-14

9-11

10-12

4

11

10

13-14

11-12

13-15

15-17

12-13

13-15

5

12-13

11-12

15

13

16-17

18-20

14-15

16-17

6

14

13

16-17

14-15

18-20

21-23

16-18

18-20

7

15

14

18-19

16

21-23

24-26^

19-20

21-23

8

16-17

15

20-21

17-18

24-26

27-29

21-23

24-26

9

18

16

22-23

19

27-29

30-32

24-25

27-28

10

19 и более

17 и более

24 и более

20 и более

30 и более

33 и

более

26 и более

29 и более

                      Магическая тревожность

Сте­ны

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

1 5-1 6 лет

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девуш.

юноши

1

0-7

0-6

0-7

0-4

0-5

0-6

0-6

0-5

2

8

7

8-9

5-6

6-7

7-8

7-9

6-7

3

9-10

8-9

10-11

7-8

8-10

10-11

10-11

8-9

Окончание   таблицы

Сте­ны

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девуш.

юноши

4

11-12

10

12-13

9

11-13

12

12-14

10

5

13-14

11-12

14-15

10

14-15

13-14

15-16

11-12

6

15-16

13

16-17

П-12

16-18

15-16

17-19

13

7

17-18

14

18-20

1    13

19-21

17-18

20-22

14-15

8

19-20

15-16

21-22

14-15

22-23

19-20

23-24

16-17

9

21-22

17

23-24

16

24-26

21-23/

25-27

18

10

23 и более

18 и более

25 и более

17 и

более

27 и более

24 и более

28 и более

19 и более